В Латвии наступила ситуация, когда резко ухудшается качество образования в государственных школах билингвального типа, то есть там, где 60 процентов преподаётся на латышском языке. На данном этапе ещё существует возможность получения качественного образования в частных школах, зарекомендовавших себя за годы независимой Латвии.
Яков Плинер , при поддержке коллектива школы, в книге «Эврика демократические начала и сотрудничество в школе», 1997- ой год издания, пишет следующее: » Главная задача национальной школы: обеспечить духовно-нравственное и культурное возрождение и дальнейшее развитие народа и среды его проживания, создания условий для интенсивного общения родной и иных культур, как Латвийской республике, так и за её пределами».
Этот девиз может быть применим исключительно к частным школам, так как в государственных осуществление подобного уже невозможно. Тем более в то время, как неофашист Райвис Дзинтарс и его партия «Всё — Латвии» продолжает этнический крен сбором подписей за полный перевод образования государственных школ на латышский язык обучения.
За разъяснениями о судьбе и перспективах частных образовательных учреждений, корреспондент ИА REGNUM Новости обратился к директором школ «Эврика», «Рижская Центральная русская частная гимназия» и INNOVA. Всего же в Риге по данным министерства образования около 12-ти частных школ с русским языком обучения.
Александр Зельцерман, директор школы INNOVA, прокомментировал ситуацию ИА REGNUM Новости так:
«То, что партия «Всё — Латвии» собирает подписи за полный перевод на латышский язык обучения- это ерунда, а их лидер Райвис Дзинтарс просто клоун. Никто его и близко не подпустит к сфере образования! Основная же проблема на данный момент — это кризис. Многие, кто хотели бы учиться в русской или латышской частной школе не могут себе этого позволить. Ситуация плохая, но всё же самоуправление выделяет какой-то минимум, да и государственная дотация пока существует. К тому есть и ассоциация частных школ. Вторая беда — это отношение родителей, мол, в частных школах всё можно купить, и уровень детей там ниже. В развитых странах наоборот более престижно учиться в частных школах и ВУЗах, а не в государственных.
А ведь детям в частной школе комфортнее, и педагоги там сильнее. В государственных школах из-за экономии и их объединения в классах учатся по 32 человека! Мы же стараемся сделать так, чтобы дети уже после окончания 9-того класса были конкурентоспособны и могли ехать учиться дальше в Россию или в Европу, где уровень образования выше. Мы готовим детей так, чтобы после окончания школы им не были нужны репетиторы и более того, чтобы они могли получать стипендию, таким образом, окупив расходы на среднее образование».
Анна Мохова-Косаревская, доктор исторических наук, директор рижской центральной русской частной гимназии рассказала следующее: «Я считаю, что перспективы для частных школ в Латвии есть, ве
2a8f
дь русские живут в Латвии уже очень давно. Мы очень много делаем для того, чтобы наши дети сдавали экзамены на латышском, и впоследствии поступали в ВУЗы с латышским языком обучения. Я не вижу никакой разницы в том, что они учатся в гимназии, которая называется русская. Для поддержания русской культуры мы проводим различные мероприятия, связанные с русскими национальными праздниками. Уделяем время урокам истории, русскому языку и углублённому изучению литературы. На мой взгляд, клиенты довольны, ведь дети выходят образованными со знаниями и родного и государственного языков. Во времена экономического кризиса тяжело всем, но на лицо ещё и демографический кризис. Что же касается финансовой стороны дела, то люди не уверены в завтрашнем дне, но стараются сделать всё для того, чтобы дети получили достойное образование. Я бы сказала, что надеяться на сохранение частных школ можно всегда, да и государств помогает. Мы сами просуществовали уже 16-ть лет. Однако, я уверена, что частная школа в Латвии должна развиваться по пути английских частных школ, повышая тем самым свой престиж. В Англии принято придерживаться строгой дисциплины в школе, чтобы родители были за них спокойны, ведь школа несёт за них ответственность. Главное отличие частной школы от государственной — это индивидуальное развитие ребёнка. Если же партия «Всё — Латвии» будет настаивать на переходе на латышский язык, то могу сказать, что частные школы очень гибко приспосабливаются к политическим изменениям в стране, и к нуждам рынка образования, потому мы как раз можем легко и быстро что-то изменить».
Одной из сильнейших русских частных школ можно назвать «Эврику», основанную в 1993-ем году под руководством Якова Плинера, доктора педагогических наук, за плечами которого огромный опыт в сфере образования. На данный момент Яков Гдальевич является президентом фонда «Родители — детям», непосредственно участвует в делах школы. Он рассказал ИА REGNUM о проблемах частных школ и позиции правящих.
«После развала советского Союза в закон было внесено разрешение открывать частые школы. Таким образом, с 1991-го года появились первые русские частные школы. Всего частных школ по Латвии около 40-ка и половина из них русские. В частной школе больше свободы и независимости и педагогического вольнодумства, хотя школа и работает в рамках закона об образовании. Никто не следит за соблюдением процентного соотношения 60 на 40. Формально это обязательно, реально же мы действуем по принципу клятвы Гиппократа: «Не навреди». Конечно, игнорировать государственный язык мы не можем, да и это было бы неверно, ведь любой язык — богатство. Наши ученики плотно изучают латышский язык, а на уроках допустима лёгкая степень билингвизма, как, например, на уроках спорта команды можно отдавать и на латышском языке. Математика или история преподаётся на русском языке, но в задачах или в печатных рабочих тетрадках мы используем и латышский язык. Конечно, впереди паровоза мы не бежим и билингвизм используем ровно настолько, чтобы не навредить ребёнку.
В частной школе меньше наполняемость классов. Частная школа отличается большим вниманием к ребёнку. Доброе благостное отношение к детям с одной стороны и разумная требовательность с другой стороны. 13 лет частные школы существовали только на деньги родителей. Ранее был дискриминационный закон о том, что государство может оказывать поддержку частным школам, если обучение в них ведётся на государственном языке. В конечном итоге мы подали поправки в конституционный суд, и получили государственные дотации, хотя и здесь наблюдается дискриминация: частным школам на ребёнка выделяется 400 латов (800 долларов), а в государственных 650 ( 1300 долларов), но это лучше, чем ничего, иначе частные школы бы обанкротились.
«Эврика» работает 18-й учебный год, а это значит, что выжить можно, но из-за кризиса работаем в минусе. До кризиса было 200 детей в школе и 60 в детском саду, сейчас в школе — 141 ребёнок, а в детском саду около 30 деток. И это при всём том, что это качественная школа с именем, где работает 5 докторов наук, 13 магистров, 4 автора учебников. Все наши дети учатся в ВУЗах Латвии, Европы, России.
Обычно в мире так: чем хуже образование в стране, тем лучше развивается частная школа. Улучшается качество образования, снижается необходимость в частных школах. В Латвии качество образования значительно снизилось, казалось бы… Но Латвия — нищая страна в глубоком экономическом кризисе. Потому родители не могут позволить себе частную школу. И потому будущность частных школ не предсказуема. Я считаю, что частная школа имеет место быть. Хотя, безусловно, обучение в такой школе может позволить себе хороший средний класс и выше. На сегодняшний день из-за кризиса многие школы на грани банкротства. Я ратую и за государственную и за частную школу на русском языке обучения. Существует ассоциация частных школ Латвии. Недавно они собирали представителей частных школ с вопросом, как выжить. Я посоветовал Инаре Калнине, главе этой ассоциации следующие вещи: от имени ассоциации обратиться в министерство финансов и в министерство образования и потребовать 650 латов на ребёнка в год, вместо положенных 400. А ведь, если частная школа закроется, то дети перейдут в государственную, и тогда государству придётся найти эти 650 латов. Также учителям самоуправленческих школ Рижская Дума выделяет 50 латов (100 долларов) перед началом учебного года. 100 долларов — это небольшие деньги, выражение уважения к учителю и маленький подарок на 1-е сентября. Учителя самоуправленческих школ имеют льготу на проезд в общественном транспорте, а ведь учителям нужно ездить и пользоваться даже не одним видом транспорта.
Что же касается соседей, то в Литве нет дискриминационных законов, как у нас, но русская школа медленно вымирает. 5 лет назад там было 85 школ с русским языком обучения, на сегодняшний день их осталось 35. В Эстонии реформа школ медленно, но верно идёт к уничтожению русской школы. Я считаю, что это большая ошибка балтийских государств, когда, могло быть здоровое соревнование и конкуренция. Наши власти чётко разделили две общины на русскую и латышскую…»
Существование частных школ в Латвии зависит от демографической ситуации, экономической ситуации, политической, возможно, в меньшей степени, хотя в Прибалтике бывают неожиданные решения. Частная школа — это хороший способ дать качественное образование, охватив нужные в этой стране языки, однако, на данном этапе развития далеко не каждый родитель может себе это позволить. Потому существование частных школ пока остаётся под вопросом.