Проблемный Львов: аверс и реверс


  Проблемный Львов: аверс и реверс

Как жителю Восточной Украины мне неоднократно доводилось из разнообразных информационных источников слышать о Львове весьма нелицеприятные вещи. В основном речь шла о негативных высказываниях и действиях львовян и прочих жителей западной Украины в адрес России и русскоговорящего населения.

Поэтому, собираясь в поездку во Львов, я немного напряглась. Началось мое путешествие с того, что в попутчики в поезде мне попалась абсолютно русская женщина, которая ехала во Львов навестить своих русских же сыновей. И на мой осторожный вопрос — достаточно ли комфортно им живется с их русским языком, она ответила, что никаких проблем не возникало. Странно, подумалось мне, а ведь это именно во Львове несколько раз уродовали бюст Пушкина, установленный в нише здания Русского культурного центра. И вообще, с 1992 г. львовский Русский культурный центр [1]подвергся нападениям вандалов 21 раз! И стекла били, и двери взрывали, и краской поганили.

Как оказалось по приезде, русскоговорящих в городе не так мало. Мое ухо в процессе перемещения постоянно по городу улавливало родную речь. Во Львове я поселилась в русской семье, у своей консерваторской подруги. Она оказалась настоящим патриотом: все дни моего пребывания с завидными энтузиазмом и терпением водила меня по Львову разнообразными маршрутами и расхваливала родной город на все лады. И я восхищалась вместе с подругой, знакомясь с улицами, скверами, площадями, храмами и всем, что наполняет город, будь то просторный и тихий Стрыйский парк или тихий дворик Армянской церкви, или живописная панорама, открывающаяся со смотровой площадки в «Высоком замке», что на Княжей горе.

Не зря говорят, что Львов — это уголок Европы на Украине (если, конечно, не помнить, что Украина целиком размещается в Европе географически). Имеют в виду, по-видимому, «европейскую культурность». Действительно, архитектура и образ города очень напоминают Польшу, Чехию, даже Германию. Аккуратные разноцветные домики, ухоженные парки, трамваи, которым приходится ловко маневрировать в извилистых львовских переулках, кованые фонарные столбы, цветы…

Особый колорит Львову придают его соборы. В историческом центре города, внесенном в список мирового наследия ЮНЕСКО, храмы разных конфессий встречаются буквально на каждом шагу. Многие соборы весьма внушительны. Таковы, например, собор святого Юра, Латинский кафедральный собор, Доминиканский костел и др. Они настолько велики, что на их каменных «плечах» легко размещаются десятки скульптур всяческих святых (по католической традиции) в человеческий рост. В соборе св. Юра (для непонятливых, это собор Святого Георгия, но на униатский лад) 5 декабря 1826 г. состоялось исполнение «Реквиема» Моцарта, и это событие связано с тем, что во Львове с 1808 по 1838 гг. жил и творил младший сын Вольфганга Амадея — Франц Ксавер. О том гласит — на украинском, немецком и английском языках — памятн
2cbd
ая доска. Культурно? По-европейски? Авжеж!

В отличие от многих европейских городов, Львову посчастливилось: его почти (или словно) не затронули войны XX века, поэтому в архитектуре можно отследить прошедшие исторические эпохи и стили ренессанса, барокко, классицизма, модерна.

Конечно, львовян во многом «воспитало» постоянное присутствие туристов, в том числе и иностранных. Продавцы вежливы, приветливо здороваются и прощаются, даже если ты не вступаешь с ними в беседу. На улицах чисто, в парках — никаких киосков с пивом и слабоалкогольными напитками, никакой курящей-плюющей-ругающейся молодежи, все тихо, мирно, в самом деле, культурно. Есть, между прочим, во Львове улицы Ф. Листа и И. Бергмана.

Парки отдыха действительно созданы для отдыха и, как модно сейчас говорить, релаксации. Особенно порадовало отсутствие всякого рода «музона». Все исключительно культурно. Вспомнилось, что в моем родном харьковском парке имени писателя Квитки-Основьяненко по вечерам невозможно гулять, ибо, перефразируя популярную песню, «от музыки не спрятаться, не скрыться». Музыка эта, естественно, далеко не лучшего качества (хотя, кажется, нынешний харьковский городской голова уже изгнал из этого парка источник шума вместе с шумом). И потом мы удивляемся, что саркастичные западные украинцы сочиняют обидные фразеологизмы, вроде «русский язык — язык блатняка и попсы».

Кстати, о музыкальной составляющей Львова. Почти неизгладимое впечатление на меня произвел эпизод, когда мы с подругой, проходя мимо какой-то кафешки, услышали музыку Шуберта. Я не выдержала и заглянула в это заведение — посмотреть, откуда музыка льется. Оказалось, играл мужчина лет 45-ти, в простой футболочке. Между прочим, как магистр фортепиано, скажу: очень прилично играл.

К слову, гордость львовской фортепианной школы молодой пианист Дмитрий Онищенко всегда прекрасно говорит по-русски, он при поддержке выдающегося виолончелиста Мстислава Ростроповича поступил в Московскую консерваторию, где и учится сейчас в аспирантуре.

Не стоит забывать, что и выдающийся альтист Юрий Башмет закончил львовскую музыкальную десятилетку.

Хочется вспомнить здесь еще одну «львовскую музыкальную гордость», ведущую рок-группу страны «Океан Эльзы». Родной город музыканты своеобразно воспели в клипе, созданном по одной из своих лучших песен «Холодно». Действие там происходит на фоне зимнего Львова, и такое впечатление, что город становится полноценным персонажем. Именно в этом видеоролике я впервые увидела Львов — город, который в 1256 г. основал Даниил Галицкий, сын князя Романа Мстиславича, из рода Рюриковичей, назвав его по имени своего сына.Реверс. Лицом к ненависти?

Сын за отца не отвечает — так говорилось в сталинскую эпоху, когда раскручивался миф о Павлике Морозове, когда детей побуждали отрекаться от репрессированных родителей. В этом смысле, конечно, и Славко Вакарчук, лидер львовского рок-гурта «Океан Эльзы», можно сказать, не ответчик за деяния отца-русофоба, Ивана Вакарчука, в оранжевом правительстве поработавшего министром образования Украины, а до и после — ректора Львовского государственного университета. Впрочем, у Вакарчука-младшего был и самостоятельный период эйфорического стояния на оранжевом Майдане, а также участие в ющенковской «Нашей Украине» и даже короткий эпизод пребывания в некой должности, вроде советника по культуре при «президенте» Ющенко.

А тишина культурного и, кажется, безобидного Львова, похоже, чем-то сегодня напоминает тишину Германии 1933-го.

Страна великой культуры, которая дала мировой цивилизации мыслителей Гегеля, Канта, Шеллинга, музыкантов Баха, Генделя, Бетховена, литераторов Гете, Гейне, Манна, дала, как известно, и выродка Гитлера. О нем точно отозвался все тот же Сталин: «Гитлеры приходят и уходят, а немецкая нация остается».

Можно ли приложить этот афоризм по аналогии к сегодняшней Галичине, центром которой является Львов? Схлынут ли со временем тягныбоки, оставив лишь «общекультурный фон»?

Нельзя не заметить, что, унаследовав человеконенавистническую идеологию от поколения дедов, которые состояли в рядах УПА, что, прославив сегодня в памятниках и лозунгах всяческих бандер и шухевичей, что, переименовав улицы, носившие имена русских писателей, Львов сегодня стал центром украинского неофашизма. Об этом говорит и статистика последних выборов в местные советы, прошедших 31 октября этого года. Во Львове, а также Ивано-Франковске и Тернополе победа Всеукраинского объединения «Свобода» в самом деле презентует звериное лицо украинского национализма. И это не словесная фигура и не «подстава» неонацистов со стороны некоторых структур из Партии регионов, которые якобы намеренно финансировали тягныбоковцев, дабы «опустить» в этих областях БЮТ. Задумаемся: в Харькове, Донецке и Крыму нет ведь таких фашистских общественных сил, которые «намеренно» могли финансироваться олигархами, стоящими за регионалами. Нет там таких сил! А на львовской, галицийской ниве произрастают растения, семена которых заронены очень давно. Львов (а на австрийско-немецкий, «европейский» манер — Лемберг) помнит в ХХ веке и резню русских, и резню поляков, и резню евреев.

Мало ли что подмечает после недавних выборов некая аналитическая группа «Львов»: «Шок — вот что переживает сегодня каждый мыслящий львовянин. Ибо случилась гнусность». Теперь, по мнению этих наблюдателей, Львов будет выглядеть как «город радикальных люмпенизированных ультранационалистов, каких еще свет не видел». Ситуация в трех галицийских областях, возглавляемых статистически и «культурно» Львовом, во многом сходна с той, что привела к власти Гитлера в довоенной Германии: экономический кризис и социальный разброд, на фоне которых националистические идеи заглатываются обывателем, как наживка. Тем более в городе, черпающем вдохновение в проэсэсовском, нацистском прошлом.

Неофашистские веяния, все больше поражающие подобно метастазам мозги и души львовян, никоим образом не устраивают остальную Украину. Потому с востока и юга все больше раздается реплик о цивилизованном разводе — по примеру Чехословакии. Может, в самом деле, пускай Львов возглавит трехобластную Галичину да и отчалит себе в Европу, прилепится к последнему вагону которой он так жаждет? Там его с распростертыми объятиями встретит европейское сообщество — как третьесортный источник рабсилы и территорию для захоронения европейского мусора. Вот тут-то и пригодятся «львовские завоевания» на фоне «высокой культуры» — нацизм, человеконенавистничество, снобизм и спесь. Впрочем, «близлежащие» поляки уже застонали от приоткрывшегося неофашистского мурла Галичины. Думается, и вся Европа была бы не в восторге, если бы СМИ все-таки рассказали ей о том, кто получил большинство в галицийских местных советах.

Лечению Русским миром, похоже, Галичина не подлежит.