Тайная служба водителей спецназначения

Эти водители не имеют права попадать в аварию по чужой вине. А по своей – тем более. Их не видно за тонированными пуленепробиваемыми стеклами. У них не принято спрашивать фамилию, а о том, кого везут, они и сами не расскажут.

Такому не учат даже в школе экстремального вождения. На полигоне в подмосковной Купавне гоновцы – так называют водителей кремлевского гаража особого назначения — получают особые навыки.

Как «нежно» коснуться покрышки, совершить полицейский разворот на мокром асфальте, на узкой площадке. И продолжить движение, не выбиваясь из кортежа, не отставая от остальных.

Левый считается основным, справа — автомобиль выездной охраны. Специалисты отрабатывают действия при появлении на пути кортежа какого-то препятствия. Машины должны увернуться от препятствия, не потеря
2213
в строй в колонне.

Кортеж первых лиц – это основная машина, там едет объект охраны. И несколько автомобилей сопровождения с синим и красным маячками. Они сжимают кольцо вокруг основной, прикрывая со всех сторон, особенно на перекрестках. Двигаться все обязаны синхронно, на одной скорости, с одной и той же дистанцией.

«Но ГОНа резвому коню известны «стрит» и «авеню». Знаком нам лондонский туман, асфальт горячий южных стран. Велик наш опыт и престиж — нам что Барвиха , что Париж», — это официальный гимн ГОНа.

Стрит и авеню им знакомы, потому что во время иностранных визитов водители и пульманы летают вместе с первыми лицами. Свой выездной гараж есть еще только у президента США, папы Римского и британской королевы.

Фамилии этих водителей называть не принято, неудобные вопросы остаются без ответа, лишнего слова не вытянуть.

«Вы когда приходите на работу, знаете, кого повезете?», — спрашивают Алекся, водителя гаража особого назначения. «Знаю», — отвечает он.

— Это может быть президент?

— Не могу сказать!

Официальный график шофера гаража — сутки через двое. Но сверхурочные – обычное дело. Визиты иностранных делегаций, командировки, тренировки. Любая внештатная ситуация отрабатывается десятки раз.

У водителя Андрея образцовая карьера гоновца – начинал в КГБ, потом ФСО, сначала на грузовой машине, с 90-х — в кремлевском гараже. С тех пор поработал уже при трех президентах.

На вопрос «Ельцина лично возили» Андрей отвечает «нет»: «Это секретная информация, не принято говорить у нас, кого ты возил. Но Бориса Николаевича нет, не возил».

Даже жена не сразу узнала, кто сидит на заднем сидении в машине ее супруга. Потом научилась не задавать лишних вопросов. В обычной жизни он водит медленно, и расстраивается, когда его и коллег обвиняют в том, что на дорогах они ни с кем не считаются.

«Этих мигалок много, не только у нас в службе, — поясняет Андрей. — Многие думают, что если мигалка — это гараж особого назначения. Или вообще просто ФСО. Много ездит сторонних организаций, администрация президента, много частных лиц ездит, я знаю. С мигалками — уж не знаю, как они у них оформлены. Многие неадекватно ведут себя. А нас воспитывают как образец».

По правилам гона, класть левый локоть на окно – моветон и угроза безопасности. Нельзя близко наклоняться к рулю. Чтобы чувствовать машину, следует всей спиной прижиматься к сидению. И главное – гоновец не имеет права попадать в аварию по чужой вине. А по своей – тем более.

Кстати, номер ЕКХ, который в народе расшифровывают «езжу как хочу» и ассоциируют с Кремлем, чаще всего относится в целом к Федеральной службе охраны. На автомобилях ГОНа номера самые неприметные. Это тоже требование безопасности.

Правила они не нарушают, потому что правила в момент проезда кортежа не действуют. Пустые, перекрытые улицы, отключенные светофоры, рука под козырек.

Главное лицо сидит всегда на заднем сидении справа. На вопрос, с какой скоростью вы ездите, в гоне отвечают – с нужной и безопасной

Водитель гаража особого назначения Андрей говорит — «60 километров в час».

— А в кортеже?

— 65 километров в час.

Конечно, невооруженным глазом видно, что это никакие не 65 километров в час. Но с какой бы скоростью водитель не ехал, его пассажир должен чувствовать себя, как в танке. И чтобы воды мог выпить, не расплескав, и газету почитать. Безопасность и комфорт пассажира – эту формулу водитель зубрит с первого дня, как отче наш.

«Ему неважно, как машина себя ведет на дороге, ему важно выполнить свою задачу, — рассказывает ведущий инженер транспортного управления ФСО России Владислав Белов. — Причем на заданной скорости. А как она там, боком едет, другим боком — ему это просто. Он знает, что он ее выровняет».

Кроме двух первых лиц, гаражом особого назначения пользуются бывший президент, четверо высших судий, полпреды, генеральный прокурор, силовые министры. Всего около 40 «объектов государственной охраны». Заглянуть с любопытством, а часто и с раздражением, кто там, за пуленепробиваемыми затонированными стеклами, хотят многие автомобилисты, пропускающие кортежи. Но знают это только водители гаража. Знают, но всегда молчат.