На 7-м Пироговском съезде, в присутствии 469 его делегатов из 59 территорий, шесть медицинских общественных организаций объявили 26 ноября об объединении действий, фактически против Минздравсоцразвития.
Под эгидой Пироговского съезда объединились Российская медицинской ассоциация, Российское медицинское общество, Первая общероссийской ассоциации врачей частной практики, Национальная медицинская палата, Общество фармакоэкономических исследований и Общество специалистов доказательной медицины.
За последние годы в области здравоохранения, по мнению участников съезда, было принято много неверных решений, отрасль зашла в тупик, а власти только имитируют взаимодействие с общественными организациями. Общение с федеральными чиновниками оставляет удручающее впечатление, заметил профессор Ашот Саркисян.
К примеру, Медико-социальная хартия, разработанная на одном из прошлых съездов так и не потребовалась ни правительству РФ, ни населению. Не получили общественные организации и возможности познакомить руководство страны с результатами ежегодных опросов медиков, которые должны были стать эффективным способом оценки действий в области здравоохранения.Информацию о реформе здравоохранения врачи в 36,7% случаев черпают только из СМИ, 85% опрошенных отрицательно отнеслись к уничтожению Минздрава РФ как независимого ведомства. Только 3,7% врачей считают, что проводимые реформы улучшат российское здравоохранение, 9,3% считают, что они ничего не изменят, а 87% — что реформирование усугубляет ситуацию, разрушает систему здравоохранения, способствует неудовлетворенности населения медпомощью и делает ее еще более недоступной.
При этом, оценивая нацпроект «Здоровье», 37% врачей полагали, что идея проекта актуальна, но его воплощение не улучшит состояние здравоохранения, еще 38% считают, что улучшение будет кратковременным.
«93% российских врачей считают, что здравоохранение находится в кризисе, и 73,12 % опрошенных видят вину в неэффективных действиях Минздравсоцразвития»,- отметил профессор Саркисян.
Действия и решения властей на всех уровнях сегодня привели к тому, что в профессиональной среде зреет протест. Так 22% врачей сообщили, что готовы к акциям протеста, 35% требуют проведения чрезвычайного Пироговского съезда, а 43% — проведения национального референдума.
По мнению медассоциаций, объявивших в пятницу об объединении усилий, все недавние принятые законы в области здравоохранения, только ухудшают положение врачей и больных. «Закон об ОМС с его структурой и одноканальным финансированием еще откликнется на пациентах и врачах»,- привел пример Леонид Рошаль.
Саркисян заявил также, приведя в пример
34bf
состав Центральной аттестационной комиссии Минздравсоцразвития, о непрофессионализме и некомпетентности медицинского ведомства, где «приход новых неподготовленных людей из года в год увеличивает общую некомпетентность». «70 лет в здравоохранении России не было такого положения,- сказал Саркисян,- теперь же неподготовленность специалистов Минздравсоцразвития сделало здравоохранение их заложником».
Сегодня существующие принципы общения властных структур, основанные на приказах и распоряжениях, не устраивают ни врачей, ни общество в целом. Медики поставлены в положение пассивных исполнителей принятых решений, потому модернизация в ее нынешнем варианте обречена на провал.
Делегаты сообщили о противодействии региональных руководителей участию медиков в форуме, который за свою оппозиционность оказался без поддержки официальных властей руководство Минздравсоцразвития не почтило своим вниманием съезд. Лидер партии «Яблоко» Сергей Митрохин выступил на съезде, и выразил возмущение тем, что представительное собрание врачей проигнорировали чиновники Минздрава. «Мне кажется, что это самый красноречивый факт того, что руководство медицины является профессионально непригодным», — заявил лидер «Яблока».
От редакции: Думается, Пироговский съезд опоздал со своей резкой оценкой ситуации в здравоохранении, лет эдак на 10. Диагноз поставлен верно, но это уже работа не терапевта, а патологоанатома.
Что, разве до Голиковой, при Зурабове положение дел чем-то отличалось от нынешнего? Компетентность предыдущего министра-инженера была в области медицины выше, чем компетентность министра-бухгалтера?
Но эта проблема разве локальна для здравоохранения? Разве ситуация в Минздравсоцразвития — это следствие какой-то особой злокозненности госпожи Голиковой? Нет, то же самое происходит и в Минобразования, и в Минобороны, и вообще во всем правительстве Российской Федерации. Порочна не система организации здравоохранения — порочная вся система управления государством, где министерства и ведомства не управляют своими отраслями, а выполняют функции «смотрящих», причем в самом прямом криминальном значении.
Я вот думаю, ученые медики этого что, не понимают? И прихожу к выводу — нет, не понимают. Можно быть ученым в области лечения прямой кишки, и при этом не иметь абсолютно никакого представления о том, что делается вокруг. Весь мир — одна большая задница…
Иначе чем объяснить, что врачи и вообще медицинские работники, из наиболее образованной и социально активной части общества превратились в унылые стада, которые гоняют каждый день выборов голосовать за «Е…ную Россию» и ее выдвиженцев — и они голосуют! Послушно и уныло голосуют! И ходят еще на митинги поддержки разных шизофренических инициатив, изобретаемых полуграмотными политтехнологами для быдла — и быдло хавает… Когда русские врачи, давшие миру Чехова и Булгакова, Пирогова и Семашко превратились в послушное быдло? Не знаю, когда, но наблюдаю печальный факт.
Тот же Митрохин под общее одобрение сообщил на съезде: «наследие советской системы порабощает и пациента, и врача и делает их крепостными власти». И ему хлопали.
«Чем быстрее мы уйдем от этой зависимости, тем больше перспектив, что благосостояние врача будет расти, а качество медицинского обслуживания — улучшаться», — заявил С. Митрохин. И ему опять хлопали.
Оказывается, это советская система виновата в том, что врачи голосуют за «Е…ную Россию», а министр ничего не понимает в медицине и не ее это дело… Ну так все 90-е годы врачи были абсолютно независимы от государства, настолько независимы, что государство просто в упор не хотело видеть ни их, ни их проблемы. И что? Сильно выросло благосостояние врачей и качество медицинских услуг?
Хотя все ведь прекрасно знают, что на западе расцвет медицины сопровождается высоким уровнем бюджетного финансирования медицины, особенно высокотехнологичных и, следовательно, высокозатратных областей здравоохранения.И кратковременный период расцвета советской медицины также напрямую зависел как от государственных программ, так и от высокой доли расходов на медицину в государственном бюджете. Как только, в связи с ростом оборонных расходов с 70-х годов прошлого века, доля расходов бюджета с 5-6% упала до 2-3%, начались и проблемы советского здравоохранения — впрочем, не сравнимые с сегодняшними.
И конечно в такой стране как Россия децентрализация управления медицинскими учреждениями приводит к колоссальным потерям. Но министерство-смотрящий скидывает с себя управление здравоохранением как ненужную обузу. И это, повторю, не проблема собственно министерства, а проблема того принципа, на котором основывается работа всего правительства РФ, а шире — всей системы государственного управления.
Прежде всего, государство РФ абсолютно не заинтересовано в расширенном воспроизводстве рабочей силы, для чего и создавалась в СССР государственная система здравоохранения. Источником благосостояния правящего слоя в государстве РФ служит не присвоение прибавочного продукта в промышленном производстве, а эксплуатация природной ренты — это сырьевая экономика, «сырьевая империя», которой не требуется значительных трудовых ресурсов — фактически государство РФ имеет около 22 миллионов человек «чистого трудового резерва», из которого может черпать любое количество трудовых единиц. Зачем же ему тратиться на лечение и реабилитацию больных и пострадавших в массовом масштабе, когда людей можно просто менять — кстати, не только в РФ. Дешевую рабочую силу для производящих отраслей ТЭК государство РФ выгодно закупает в бывших союзных республиках, а также в Китае и Северной Корее. А дешевизна этой рабсилы определяется не только низким уровнем затрат, но и нулевыми расходами на ее социальное обеспечение.
Более того, ведущему слою в государстве РФ не требуется даже элитная медицина — медицинские услуги для себя он приобретает главным образом за рубежом.
Конечно, какая-то медицина государству РФ нужна, но строго по остаточному принципу, для лечения в основном обслуживающего персонала компаний, необходимого числа сотрудников силовых структур и прочей прослойки, требующейся власти для выполнения ряда общеизвестных функций. Но эта медицина совершенно не требует особых усилий и больших затрат. Государство РФ не имеет ничего против того, чтобы граждане как-то лечились, оно просто не хочет тратить на это больших денег.
Именно поэтому во главе Минздравсоцразвития поставлена «смотрящей» супруга министра, отвечающего за ТЭК — благотворительная, по сути, деятельность супруги не должна разорять семейного бюджета, строящегося главным образом, вероятно, от руководства ТЭКом. Кстати, тут господин Христенко как раз компетентен — здесь абы как руководить нельзя.
Руководство медицинской общественности должно понимать, что все их институты, клиники, медицинские центры и прочее являются кормовой базой для чиновников второго разряда, которым не досталось припасть к нефтяной или газовой трубе. Это «жуки-пилильщики» скудного бюджета, выделяемого по остаточному принципу. И их вообще не волнует содержательная сторона вопроса — они не обладают для этого ни знаниями, ни компетенцией. У них другая специализация — они питаются падалью, объедками, которые выделяются на социальные статьи бюджета. Государство РФ с удовольствием вообще бы ничего на это не выделяло, но приходится, и от этого и заводятся паразиты — ничего, кроме паразитов разного уровня государство РФ плодить не способно.
А теперь снова перечитаем детские упреки медицинской общественности правительству-паразиту. Смешно? Да, аж плакать хочется.
Ничего в этой стране не изменится, ни для медиков, ни для учителей, ни для военных, ни для ученых, покуда не поменяются самым коренным образом приоритеты государства РФ. Это политика, причем такая радикальная политика, что даже — революция. Поскольку требуется коренной перелом в жизни общества, который должен привести к формационному изменению.
Страна должна вернуться к приоритету производительного труда. Причем не просто производительного, а высокопроизводительного — то есть требующего очень большого числа занятых в общественном производстве, мало того — занятых очень высококвалифицированным, очень дорогим трудом. Вот тогда — и только тогда — медицина станет важным элементом производительных сил общества, поскольку будет призвана возвращать в строй очень квалифицированную, а значит безумно дорогую и ценную рабочую силу. Тогда расходы на здравоохранение будут казаться уже не «благотворительностью», а частью вложений государства в поддержание высокой эффективности трудовых ресурсов.
И тогда госпожа Голикова займет подобающее ей место — бухгалтера, может быть, даже главного бухгалтера в министерстве. А министр будет не «смотрящим», а руководителем отрасли народного хозяйства.
Анатолий Баранов, главный редактор ФОРУМа.мск