Насколько плох или хорош новый кодекс и уместны ли апокалипсические предсказания оппозиции о последствиях перезагрузки налоговой системы — вопрос особый. Но фактом остается то, что с началом протестов предпринимателей, начавших перекрывать киевские улицы, власть вновь столкнулась с полным фиаско на информационном поприще. И потерпела поражение политически — потеряв, по меньшей мере, часть электората.
Главе Кабмина Николаю Азарову в таких условиях остается лишь постфактум убеждать сограждан с экранов: налоговая реформа позволит повысить пенсии и зарплаты бюджетникам, а также вывести экономику из тени. И, возможно, через год получить в бюджет дополнительно 20 млрд. грн., а в 2012-м — целых 100 млрд. грн. Эти средства пойдут, утверждает власть, и на социальные расходы, и на другие годами неразрешимые проблемы — модернизацию ЖКХ, дорог, медицину, образование.
Можно, конечно, много говорить о том, что нынешняя оппозиция делает все для торможения каких угодно преобразований, так как политически в этом заинтересована. Можно утешаться, что оппоненты правительства лишь использовали, а может, и «оплатили» протестные движения, распространяя в т. ч. массу искаженной информации о реальном содержания проекта кодекса, чем и взбудоражили многомиллионное предпринимательское сообщество. Можно, наконец, убеждать себя, что бютовцы, присоединившись к митингам открыто, сами и дискредитировали процесс. Ясно другое: конфликт не только между властью и т. н. малым бизнесом — торговцами на рынках, владельцами киосков, парикмахерских и кафе — но и всем предпринимательским сообществом налицо. И если это было чьей-то злой технологией, она целиком удалась.
Со дня на день, судя по всему, президент подпишет принятый документ. Остается вероятность, что не подпишет — а даст спокойно вступить закону в силу автоматически. Однако по ходу дела Кабмин уже вынужден вносить в кодекс очередную серию уточнений, изменений и дополнений. На сей раз касающихся смягчения норм, затрагивающих бизнес на упрощенной системе.
К сожалению, разработчики кодекса не только оставили в нем многочисленные ляпы, но и оказались неспособны организовать грамотную разъяснительную работу в обществе. Чему удивляться, ведь в течение всего периода разработки документа даже на сайтах ключевых органов власти, причастных к реформе — Кабмина, Администрации Президента, Минфина и ГНАУ, — мы не могли отыскать хоть какие-то материалы или презентации готовящихся изменений. Не говоря уже о самом проекте кодекса. Также неудивительно, что акции в Киеве и ряде других городов возымели такой эффект. Хотя сам кодекс, как сказал один из его авторов Сергей Тигипко, «протестующие вряд ли читали».
Что испугало предпринимателей?2000
trong>
Как уже не раз писали «2000» (см. «Фискальная перегрузка», № 38 (526), 24—30.09.2010), до сих пор налоговая система в нашей стране регулировалась почти 20 законами, а также еще полусотней специальных подзаконных актов, многие из которых противоречили друг другу. Дыры в законодательстве в отношении целого ряда сфер предпринимательской деятельности позволяли законы успешно обходить. Причем это касается как самих предпринимателей, так и контролирующих органов, с которыми у бизнеса за годы сформировалась тесная и взаимовыгодная коррупционная спайка.
За последние 15 лет разными правительствами и депутатскими группами разработано по меньшей мере 10 официальных проектов кодекса. Практически каждое новое правительство задавалось праведной целью — кодекс, наконец, надо принимать. Но всякий раз введению свода налоговых норм, понятных для всех, давали задний ход. Устоявшаяся система, при которой бизнес мог делать вид, что налоги платит, а власть — что их собирает, устраивала обе стороны.
Но даже если принятому ныне Налоговому кодексу еще предстоит очень серьезная встряска, справедливости ради признаем: сам факт прохождения документа в парламенте требовал серьезной политической воли и главное — смелости, которой не хватало властям все предшествующие годы.
Но в чем конкретно заключаются претензии к проекту кодекса? Среди множества явных инсинуаций и эмоциональных оценок, уводящих от сути, основные претензии можно свести всего к трем главным пунктам, касающимся налогового регулирования упрощенной системы: выведение из «упрощенки» ряда видов деятельности, которые теперь переводятся на общую систему уплаты налогов, повышение единого налога с 200 грн. до 400—600 и снижение максимально допустимого оборота до 300 тыс. грн.
Итак, объективно проблема задевает далеко не всех предпринимателей. Более того, для компаний, работающих на общей системе налогообложения, как и трудящихся в т. н. среднем или крупном бизнесе кодекс обещает немало положительных новаций.
Главные из них — снижение двух основных налогов, за счет которых и формируется основная часть госказны — НДС и налога на прибыль предприятий.
Так, налог на прибыль будет понижаться уже с 2011 г. с нынешних 25% до 23%. С 2012 г. ставка понизится еще раз — до 21%. В 2013-м будет 19%, а к 2016 г. остановится на отметке в 16%.
Снижение НДС произойдет на 3% — с ныне действующих 20 до 17%. Правда, это произойдет не так быстро — в 2014 г.
Кроме того, отметим еще ряд важных новаций: предусматривается освобождение на 10 лет от налога на прибыль предприятий легкой промышленности (кроме производящих продукцию по давальческим схемам), а также субъектов в сфере гостиничных услуг, судостроительной и авиастроительной отраслей. Схожие льготы предусмотрены и для предприятий, занятых производством энергосберегающих товаров и технологий.
Несмотря на то что снижение базовых налогов критики кодекса называют не более чем решением в пользу крупного бизнеса, само по себе такое утверждение абсурдно или по меньшей мере спекулятивно (о лоббировании интересов крупного бизнеса — ниже).
Известно, что малый бизнес в общей системе доходов государственного и местных бюджетов составляет сегодня всего несколько процентов. Все основные доходы казны, за счет которых, собственно, и продолжает жить государство (функционируют правоохранительные органы, школы, больницы, платятся пенсии) — дает крупный бизнес. А также, как это ни странно, само государство — через налоги от госпредприятий и социальные взносы работников бюджетной сферы (средняя официальная зарплата в госсекторе сегодня — 2,4 тыс. грн, в частном секторе — 1,8 тыс. грн.).
Так или иначе, но подавляющая часть граждан работает вне малого бизнеса (по максимальной оценке упрощенцы сегодня — это от 1,5 до 3 млн. человек). Следовательно, снижение налога на прибыль — автоматически увеличение свободных средств у большинства предприятий, формирующих львиную долю национальной экономики. Средств, которые не только могут быть потрачены на развитие самих предприятий, но и опосредованно повлиять на рост средней зарплаты по стране (например через растущую конкуренцию среди работодателей за наемный персонал за счет высвободившихся у бизнеса ресурсов).
В то же время планируемое снижение НДС непосредственно затрагивает всех без исключения граждан. Сущность НДС проста: это налог на потребление, который закладывается в цене всего и уплачивается нами автоматически в расчетах за любые товары и услуги.
От упрощенки — в малый бизнес
Итак, согласно кодексу, порог годового дохода, после которого отныне будет начинаться общая система налогообложения, определен в 300 тыс. грн. Правда, при этом не акцентируется, что это касается только тех предпринимателей, которые не захотят устанавливать контрольно-кассовые аппараты. В то же время всех предпринимателей, имеющих оборот больше нынешнего (500 тыс. грн.) — до 600 тыс. — закон предписывает приобретать аппарат и вести налоговый учет «через кассу». Требованием предпринимателей, протестовавших в течение последних дней, было сохранить старую систему, с порогом в 500 тыс. То есть упрощенку всего-то ставят в зависимость от кассового аппарата. Что, как видим, устраивает далеко не всех.
Кроме того, предполагается, что будет изменен и порядок формирования ставки единого налога, на котором работают упрощенцы. Ставку будут определять местные власти в зависимости от численности жителей населенного пункта: до 150 тыс. человек — от 20 до 200 грн., 150—500 тыс. человек — от 20 до 400 грн., более 500 тыс. человек — от 20 до 600 грн. Сумма доходов, полученная сверх предела годовой выручки, будет облагаться налогом по ставке в 15%.
Дискуссия в процессе принятия кодекса вокруг единого налога проходит явно однобоко. Акцент делается на одних аспектах, тогда как критики замалчивают ряд очень важных новшеств.
Стоит обратить внимание на заявление Азарова, сделанное 17 ноября: «Единый налог остается, но мы его ограничиваем в 300 тыс. грн. Много это или мало? Для этого ежедневная выручка должна быть больше 1000 грн. Думаю, что это вполне достаточно. Если зарабатываешь больше — переходи в форму малого бизнеса».
Итак, самое интересное в том, что кодексом предполагается появление совершенно новой категории налогоплательщиков — т. н. малого бизнеса — куда и смогут перейти те предприниматели, обороты которых велики и не умещаются в рамки единого налога. Для этой категории разрешается годовой оборот до 3 млн. грн. А со следующего года и на целых пять лет (т. е. до 1 января 2016 г.!) им предоставляются налоговые каникулы. Они заключаются в полном освобождении от уплаты налога на прибыль.
Интересно и то, что в эту по сути льготную категорию малых предпринимателей смогут перейти не только «единщики», обороты которых уже выше 300 тыс. грн., но и многие компании, пока работающие на общей системе налогообложения. Среди условий — либо регистрация нового предприятия с 1 января 2011 г., либо оборот в течение последних трех лет в пределах 1—3 млн. грн. с наемными работниками численностью от 20 до 50.
Понятно, что с введением порога в 300 тыс. существует реальный риск ухода многих предпринимателей в тень, а также появления новых схем дробления бизнес-цепочек, что и так происходит массово. Однако новый кодекс предполагает не только «закручивание гаек», но и весьма существенные налоговые послабления (льготы) для огромной массы малых предприятий.
Насколько все же социально справедлива действующая система упрощенного налогообложения?
С 1998 г., когда был введен единый налог в 180 грн., инфляция выросла в 5,5 раза, а минимальная заработная плата &
5325
mdash; в 20 раз. Конечно, с одной стороны, предельная выручка для упрощенки (для физлиц — 500 тыс. грн., для юрлиц — 1 млн. грн.), оставалась неизменной. Хотя с учетом инфляции должна бы пересматриваться. Но с другой — отчего-то снижаются и реальные доходы бюджета от взимания единого налога. Для физлиц-предпринимателей, работающих по этой системе, за последние 10 лет верхний предел налога вырос всего на 20 грн. — с 180 до 200 грн. В целом же сектор экономики, где работает 13% трудоспособного населения, сегодня дает лишь (внимание!) 1,2% доходов сводного бюджета.
Конечно, приводя данный показатель, многие критики реформы упрощенной системы в качестве примера любят указывать на европейский опыт, где т. н. малый бизнес действительно формирует львиную долю национального ВВП и создает рабочие места. Однако при этом почему-то вновь замалчивается, что нигде в Европе нет именно такой упрощенной системы, как в Украине. До того как получить ставку в размере средней зарплаты в промышленности (около 2 тыс. грн.), обычный работник украинского предприятия, функционирующего на общей системе, платит сегодня около 1 тыс. грн. налогов и прочих платежей в соцфонды. В то же время частный предприниматель как платил около 200 грн. в 1998 г., так платит их и в 2010-м. Спрашивается: разве весь сыр-бор из-за того, что малому предпринимателю придется раскошелиться на лишние 100—200 грн.?
Куда более проблемная норма кодекса касается сокращения перечня видов предпринимательской деятельности, которые могут использовать упрощенную систему. Перечень этих видов, выведенных из системы единого налога, в окончательной редакции включает почти два десятка пунктов (см. перечень). Под жестким напором в процессе принятия кодекса Кабмин все-таки согласился оставить упрощенку для транспортного бизнеса (это в основном касалось таксистов), а также турагентов и предпринимателей, занятых в IT-секторе (экспорт ПО, удаленная поддержка программ и оборудования, разработка и обновление ПО).
19 ноября, на следующий же день после принятия кодекса, было решено оставить единый налог и для деятельности в сфере развлечений, а также теле- и радиовещания. То же самое касается и деятельности в сфере геологии и геодезии, технических исследований, торговли через торговые автоматы и секонд-хенда. Правда, что касается последнего (фискальные органы давно считают секонд-хенд одним из каналов завоза в Украину нового импортного ширпотреба по заниженным ставкам, т. е. контрабанды), по нему еще предстоят бурные прения — в рамках готовящегося проекта нового Таможенного кодекса.
Вызывает сомнения исключение из списка упрощенной системы розничной торговли через интернет, а также юрконсультаций, продажи ГСМ, кадровых агентств, бухучета и аудита. До сих пор часто практиковалась работа одного СПД в сотрудничестве с таким же СПД-бухгалтером, СПД-охранником, а также юристом или страховщиком. Теперь, если нормы все же не будут пересмотрены, на рынке этих услуг фактически образуется безраздельное господство крупных компаний. А в итоге снизится конкуренция, что отразится как на цене, так и на качестве услуг.
Касательно ряда других сфер деятельности, которые были исключены из упрощенки, разработчики тоже, надо полагать, поддались явно лоббистскому давлению крупного бизнеса. Например, ликвидация интернет-торговли на руку лишь владельцам крупных торговых сетей. Фактически последние избавляются от конкурентов в лице интернет-магазинов, продававших свои товары дешевле. А граждане на выходе получат лишь более дорогие цены.
Налоги на богатых
Новый кодекс предполагает и некоторые новые налоги, напрямую задевающие наиболее обеспеченных граждан. Это касается, к примеру, введения специального налога на частные самолеты и вертолеты, а также введения дополнительной дифференциации ставок налога для легковых автомобилей, объем двигателя которых превышает 4,5 л (речь идет о дорогих внедорожниках, а также спортивных авто).
Однако многие налоги вводятся с отсрочкой. Так, налог на доходы с депозитов в размере 5% — аж с 1 января 2015 г. Хоть это и в интересах миллионов владельцев депозитных счетов, однако данную норму тоже, очевидно, успешно пролоббировали — в этом конкретном случае представители банковского сообщества.
Еще один новый налог — на недвижимость — по непонятным причинам также решено отсрочить до 2012 г. Нормы о налоге на недвижимость в принятой версии кодекса предусматривают: если у вас квартира до 120 кв. м или дом до 250 кв. м, налог платить вообще не нужно. Для квартир общей площадью 121—240 кв. м и домов 251—500 кв. м ставки устанавливаются местными властями на уровне до 1% размера минимальной зарплаты. Для квартир площадью более 240 кв. м и домов свыше 500 кв. м — на уровне 2,7% от размера минимальной зарплаты. Если учесть размер минимальной зарплаты, нетрудно подсчитать: этот «налог на богатых» все еще символичен, ежегодно придется платить даже за очень большую пятикомнатную квартиру или коттедж несколько сотен гривен.
Кстати, в ходе рассмотрения во втором чтении проекта НК Рада согласилась повысить и в 3,2 раза ставки налога на земельные участки в границах населенных пунктов, по которым не проведена нормативно-денежная оценка. То есть, речь идет в основном о владельцах крупной пригородной недвижимости и не затрагивает сельхозпроизводителей или жителей сел.
Важные новации кодекса касаются и налогов на транспортные средства. С одной стороны, ликвидирован ежегодный налог с владельцев транспортных средств. С другой — его заменили акцизом на топливо. За счет данного акциза отныне и будут формироваться бюджеты дорожных фондов. В данном случае внедрена европейская практика — платит за дороги больше тот, кто больше ездит, либо имеет больший объем двигателя и тем самым наносит больший ущерб экологии. Ставка акциза на топливо повысится на 37,9%, с нынешних EUR132/т до EUR182/т. Это означает, что в рознице уже с января 2011 г. бензин вырастет в цене где-то на 50 коп. за литр. Новость вполне обоснованно уже вызвала возмущение среди многих автолюбителей.
Правда, с другой стороны, послабления запланированы в отношении налога при продаже/покупке транспорта. Продавцу подержанного авто теперь не нужно платить никаких налогов, если в течение года он продает один автомобиль, и 5% — если сделка вторая за текущий год. До сих пор продавцы вынуждены были платить 15% налога от стоимости проданного авто, правда, для минимизации выплат государству в договорах почти всегда граждане указывали заниженные цены.
Господство фискалов
Все, кто занимается малым предпринимательством (и не только малым), знают: помимо официальных ставок налогов, во многих сферах предпринимательства существует и система поборов иного свойства — регулярные взятки налоговикам, милиции на рынке. К «поборникам» можно отнести и ряд других контролирующих инспекций и служб. Очевидно, опасения многих предпринимателей касались не столько изменений системы налогообложения, сколько расширения функций Налоговой администрации.
И действительно, помимо уже существующих т. н. камеральных, плановых и внеплановых выездных проверок, которые могут осуществлять фискальные органы в случае сомнений в честности налогоплательщика, кодексом введены т. н. «документальные невыездные» и «фактические» проверки. Основой для таких проверок может стать прямой донос на предпринимателя. По крайней мере так гласят формулировки пп. 80.2.2 п. 80.2 ст. 80 («в случае получения информации, свидетельствующей о возможных нарушениях налогоплательщиком законодательства») или пп. 80.2.7 п. 80.2 ст. 80 («в случае получения информации об использовании работы нанимаемых лиц без надлежащего оформления трудовых отношений и выплаты работодателями доходов в виде заработной платы без уплаты налогов в бюджет»).
Сроки проверок налогоплательщиков увеличены. Плановые могут длиться от 20 до 30 рабочих дней, внеплановые — от 10 до 15 рабочих дней. Более того, теперь налоговики могут применять административный арест имущества налогоплательщика — в случае «непредставления для проверки документов, их копий». Правда, в отношении данной нормы ГНАУ на днях поспешила дать разъяснение: любые санкции инспектор вправе реализовать лишь по решению суда, тогда как налогоплательщик получает право на возмещение из бюджета ущерба, нанесенного неправомерным арестом имущества (если выиграет суд). Помимо этого, кодекс предусматривает и некоторое сокращение размеров штрафных санкций — ликвидирован, в частности 200%-ный штраф за использование налоговых льгот не по назначению.
Теневая экономика — внутри нас
Итак, достаточно спорные и противоречивые нормы нового Налогового кодекса вовсе не дают никаких гарантий того, что будет достигнута одна из главных целей налоговой реформы — детенизация бизнеса. Более того, в нынешних условиях государство может получить обратный эффект. Массовые масштабы тенизации экономика приобрела, как известно, уже в начале 90-х. Работодатели осознали, что серьезные санкции им не грозят, а стоимость обналичивания под зарплаты «в конвертах» (около 10%) гораздо ниже совокупного налога на фонд оплаты труда. 20 лет в таком режиме в Украине и продолжает «делаться бизнес».
Взносы с зарплат в соцфонды (среди них и пенсионный взнос), как известно, в нашей стране составляют сегодня около 40%.
И именно эту величину многие трактуют в качестве главной причины того, что украинскую экономику вывести из тени нельзя в принципе.
Но все познается в сравнении. И сравнение данного показателя с другими странами Европы показывает: в Украине сегодня не только весьма невысокие базовые налоги (НДС, налог на прибыль. — см. «Фискальная перегрузка», № 38 (526) 24—30.09.2010), но и вполне средние, как по меркам той же Европы, отчисления с фонда оплаты труда! Одни из самых высоких отчислений по данным группам налогов — в самых развитых странах. Например, в Германии этот показатель составляет более 50%, во Франции — более 56%, в Голландии — около 50%, а Швеции — более 53%. Самый высокий размер отчислений в Бельгии — почти 58%. Возникает вопрос: будет ли работодатель и наемный работник платить налоги с зарплат, если и сегодня обоим привычные для других стран ставки представляются запредельными?
Граждане современной Украины, похоже, сходятся сегодня лишь в том, что дальше существовать такая экономическая система просто не может, ее надо срочно менять, она ущербна, несправедлива и аморальна по сути. Все мы жалуемся на плохие дороги, на некачественные услуги ЖКХ, на плохую медицину и деградацию сферы образования. А для решения проблемы низких пенсий в качестве единственного рецепта уже рассматривается повышение пенсионного возраста, введение накопительных индивидуальных пенсионных счетов. Но простые расчеты показывают: на адекватные пенсии Пенсионному фонду будет хватать, если вывести из тени большую часть зарплат, а также собирать более справедливые отчисления с тех категорий граждан, которые пенсиями когда-то непременно воспользуются, но сейчас желают отчислять на все не более 200 грн. (как и 12 лет назад). В итоге ПФ недополучает, по разным оценкам, около 50% своих потенциальных доходов — тех самых, которые в него не попадают с зарплат «в конверте», в том числе в связи с тем, что пользоваться солидарной системой готовы все, а в ее наполнении участвовать — только те, кто живет на официальную зарплату.
Вся нынешняя история с обсуждением и принятием кодекса лишний раз показывает: наши граждане по-прежнему готовы выходить на митинги и даже очень громко требовать от государства всего чего угодно, но взамен делиться с ним никто не хочет. Ибо верно подмечено: весь наш патриотизм заканчивается в том самом месте, где начинается наша налоговая декларация.
Виды деятельности, выведенные из упрощенной системы:
— производство и розничная продажа подакцизных товаров (кроме розничной продажи пива и столовых вин физлицами);
— производство и розничная продажа горюче-смазочных материалов;
— деятельность, связанная с драгметаллами и драгоценными камнями;
— добыча и реализация полезных ископаемых;
— финансовая деятельность, операции с недвижимым имуществом, в т. ч. предоставление в аренду/субаренду торговых мест и других услуг на рынках и/или в торговых объектах;
— оптовая торговля и посредничество в оптовой торговле;
— внешнеэкономическая деятельность;
— почта и связь;
— расследования и обеспечение безопасности;
— деятельность в сфере права;
— бухгалтерский учет и аудит;
— консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления; деятельность по управлению предприятиями, вспомогательная деятельность в сфере госуправления;
— рекламная деятельность;
— подбор и обеспечение персонала;
— перепродажа предметов искусства, организация аукционов;
— розничная торговля изделиями из драгметаллов;
— розничная торговля через интернет.
Другие важные новации:
— Вводится малопрогрессивная шкала налогообложения доходов физических лиц путем установления ставки 17% к доходам, которые превышают десятикратный размер минимальной заработной платы.
— Устанавливается налогообложение по ставке 5% на доходы от вкладов (депозитов), если общая сумма полученных в течение месяца процентов превышает две минимальные заработные платы (т. е. при общей сумме депозита более 200 тыс. грн.).
— С целью выравнивания диспропорций (дискриминации) в размере предоставленных налоговых социальных льгот для лиц, имеющих двух и более детей, вводится 100-процентная налоговая социальная льгота на каждого ребенка (50% минимальной заработной платы).
— Переходными положениями Налогового кодекса во втором чтении утверждены сроки введения новых норм налога на прибыль, налогообложения предпринимателей, находящихся на едином налоге, — с 1 апреля 2011 г.; норм налога на недвижимость — с 1 января 2012 г., налога на доходы от депозитов и аренды земельных участков и недвижимости — с 1 января 2015 г.
— Отменяется фиксированный налог для торговцев на рынке с переводом их на уплату единого налога.
— Отменяется налог на предоставление юридических, консалтинговых, аудиторских услуг.
— Освобождается от НДС проведение строительно-монтажных работ при строительстве доступного жилья и жилья за госсредства.
— Вводится индексация ставок акцизов, выраженных в национальной валюте. Поскольку действующим законодательством уже предусмотрена подобная индексация на алкогольные напитки и табачные изделия, данная норма распространяется на пиво. Кроме того, планируется повышение на 6,9% акцизов на спирт, алкогольные напитки и табачные изделия с 1 января 2011 г.
— Вводится туристический сбор, который будет взиматься на всей территории страны (вместо курортного сбора, имеющего ограниченное применение). Ставка налога — от 0,5% до 1% стоимости проживания в гостиницах.
— Отменяются 12 местных налогов и сборов: рыночный сбор с предпринимателей, работающих на упрощенной системе; коммунальный налог; налог с рекламы; сборы за выдачу разрешения на размещение объектов торговли и сферы услуг, за право использования местной символики, с владельцев собак, за выдачу ордера на квартиру, за право проведения кино- и телесъемок и др.
— Предусматривается сохранение действующего порядка налогообложения сельхозпредприятий через фиксированный сельскохозяйственный налог.
— Появился сбор за парковку, который будут уплачивать владельцы автостоянок и парковок и закладывать эти расходы в стоимость своих услуг для автомобилистов.
— Освобождаются от налогообложения доходы от продажи один раз в год квартиры, земельного участка, жилого, дачного, садового дома без учета их площади, в пределах норм, а также одной машины, мотоцикла, мотороллера. Снижается ставка налога с 15% до 5% от продажи движимого имущества дважды за текущий год.
— Увеличиваются рентная плата за добычу природных ресурсов на территории Украины, в т. ч. нефти и газового конденсата — на 40%.