Димитрий Кленский: Прибалты, будьте бдительны! Согласуются ли неонацизм и сближение России с НАТО?

На состоявшейся в Таллине молодежной конференции «Уроки Нюрнберга — 65 лет спустя» было заявлено, в том числе представителем России, что в современной Эстонии нет никаких признаков гитлеровского нацизма, а потому эту страну нельзя характеризовать даже как про- или преднацистскую.

Возникает вопрос: как в таком случае совмещается деятельность организовавших эту конференцию Антифашистского комитета Эстонии и молодёжного движения российских соотечественников «Молодое Слово», с пока еще ненавязчивыми, «дружескими» наставлениями — не видеть неонацизма или дискриминации русского и русскоязычного населения в Эстонии?

Антифашисты — persona non grata в ЕС?

Вот и созданный недавно «Антифашистский фронт Латвии» (АФФ), в который вошли уже возмущенные и озаботившиеся, наконец, будущим своей Родины латыши. В интернет-комментариях в их адрес сыплются иронические реплики даже от русскоязычных жителей — они называют антифашистов «профессиональными», намекая на их искусственность и отсутствие этих самых «фашистов».

И все это притом, что основная масса населения и элита общества благодушны к откровенно неонацистским проявлениям в этой прибалтийской стране. А это, и марши эсэсовцев, и недавнее вхождение в правительственную коалицию праворадикального национал-радикального (читай: пронацистского) объединения «Все для Латвии!».

Ее лидер — русофоб, новый министр иностранных дел Латвии Гиртс Валдис Кристовскис , при его активной поддержке создавалась и распространялась историческая кино-фальшивка «The Soviet Story», это он солидаризовался с американским врачом латышского происхождения, считающим, что нет смысла одинаково лечить русских и латышей… Латвийский парламент не увидел в этом ничего предосудительного.

Но также и в Европе. Здесь антифашистские организации, например, созданное недавно по инициативе антифашистов многих европейских стран (в том числе Прибалтики) и аккредитованное при ООН международное правозащитное движение «Мир без нацизма», стали восприниматься в своих странах как нечто искусственное, нежелательное.

В Прибалтике эти структуры воспринимаются как «рука Москвы», и потому «вражеские».

Сдается, что антифашисты могут стать помехой и российско-американской перезагрузке.

Так, этой осенью, «госдеп» сообщил, что не считает уже целесообразным преследование и поиск военных преступников-нацистов. И Россия не отстает от Штатов — она уже не так часто и жестко попрекает Прибалтику за переписывание истории и героизацию нацистов.

Не лишены оснований ожидания эстонских политиков-националистов, что официальная Россия будет, не афишируя этого, дистанцироваться от антифашистов ради своей прагматической внешней политики, чтобы не испортить перезагрузку с Западом и нормализацию с Прибалтикой.

Того и гляди, уже и российской общественности станут разъяснять, что неонацизм в Латвии или Эстонии на сам
6663
ом деле не стоящие внимания рудименты истории, а то и вовсе выдумка. Первые ласточки (с одной из них начался этот материал) уже есть.

В этом российском «великодушии» можно увидеть очертания еще одной грани «кремлевского» прагматизма — стремление не просто интегрироваться в Западную Европу, но и превратить собственное население в добропорядочных по европейскому образцу (послушных и патриотичных) бюргеров, далеких от желания раскачивать общественно-политическую «лодку» России.

Держать в узде русских Прибалтики

США были единственной страной, которая проголосовала против инициированной Россией и недавно принятой 65-й сессией Генеральной ассамблеи Организаций Объединенных Наций «антинацистской» резолюции. Ее название более чем ясное: «О недопустимости определенных видов практик, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации и связанной с ними нетерпимости». Симптоматично: воздержались и все страны Евросоюза !

Это — не истинное лицо современного Запада, считающего себя эталоном демократии? Не стоит удивляться двойному стандарту. Несколько лет назад Евросоюз всполошился из-за успеха на выборах в моноэтнической и сытой Австрии неонацистской партии Йорга Хайдера . Тогда на эту страну, где прорвался общеевропейский «нарыв», было оказано мощнейшее давление, чтобы скрыть от мира истинную подоплеку западной демократии.

И не в Европе ли меняется отношение к мультикультурности общества? Провал возложенных на нее надежд в Германии только что признала канцлер Ангела Меркель . Заметно ослабли в Европе федералистские настроения и усилились националистические.

Но не только в силу этих тенденций Евросоюз беспечен в отношении проявлений неонацизма в Прибалтике. На проявления этого зла смотрят сквозь пальцы давно. Ведь в этом регионе два десятилетия назад сложилась незнакомая для Запада ситуация — в Прибалтике (позже и в составе Евросоюза) живет много русских, не признающих себя «эмигрантами», их надо держать в узде.

А еще, контролируя «вентиль» межэтнического напряжения в Прибалтике, Брюссель и Вашингтон имеют возможность постоянно оказывать давление и на Россию.

В 2006 году газета «Российские вести» писала, что прибалтийские страны «ввиду исторически развитых родственных и других связей их жителей (и не только русских по национальности) с Россией, являются своеобразной брешью в системе безопасности альянса ( НАТО — Ред.)» И далее: «Именно поэтому США начали резкую активизацию своей внешней политики в Таллине, Вильнюсе и Риге».

Может и это объясняет безразличную позицию Кремля в отношении упомянутого выше нового министра иностранных дел Латвии Кристовскиса — Россия, можно сказать, никак не реагировала на формирование с участием националиста с пронацистским душком, еще не коричневого, но всяко бежевого оттенка нового правительства этой страны.

Получается, что «ради мира во всем мире» можно делать вид, что никаких реальных угроз этому «миру» нет. Чем же оправдано такая позиция, а может и лицемерие? Или расчет на то, что игнорирование угрозы само по себе нейтрализует ее на корню? Мол, неонацизм рассосется, если не обращать на него внимание?

Если это не наивность, то выходит, в этом и заключается прагматизм внешней политики России: с одной стороны она инициирует «антинацистскую» резолюцию ООН, с другой — закрывает глаза на проявления неонацизма в странах Евросоюза.

Приведенные выше сомнения были бы демагогией и даже провокационны, если бы они не подкреплялись фактами.

«Обесценились» письма почитателей Гитлера

Этой осенью в Таллине, как горячие пирожки расхватывалась книжка в твердом переплете за немыслимо низкую цену — 10 крон (0,60 EUR)! В прошлом году она равнялась 269 кронам. Нынешняя цена — стоимость полбуханки хлеба.

Сравнение это не случайно. Книгу продавали в столичных продуктовых гипермаркетах Rimi. Примечательно и название: Kirjad Hitlerile. Rahvas kirjutab oma juhile («Письма Гитлеру. Народ пишет своему вождю»).

Вот строки из писем: «Мы дадим свою кровь Адольфу Гитлеру !» или «Выполните свою программу железной рукой. Не ведите переговоров — действуйте!» или «Мы доверяем нашему фюреру и жертвуем ему каждый удар своих сердец».

Поразительно, как невинно объясняли журналистам такую демпинговую цену причастные лица. Но еще поразительнее, что этот случай не вызвал в самом эстонском обществе, у эстонской интеллигенции, ни настороженности, ни обсуждения, ни возмущения. Тишина!

С осуждением выступила только местная молодежная еврейская организация.

Но Тийна Таммер — исполнительный директор издательства Tammerraamat, которое позаботилось о выпуске «Писем», удивилась, что возмущение молодых евреев вызвала цена. Хотя, по сути, речь идет о способе распространения книги. «Мы имеем дело с обычной уценкой «залежавшегося товара», — заметила местная бюргерша, предусмотрительно не назвала товар «неходовым», ибо он вмиг стал ходовым.

Но дело не только в цене — изданную в 2008 году книжку до этой осени продавали и в самом представительном книжном магазине Эстонии Apollo.

Книга издана на эстонском языке. Значит, рынок сбыта был адресный, что вполне объяснимо — социологические исследования показывают, что именно среди эстонцев заметно выросла тяга к «сильной руке», причем после гестаповской расправы над русскими «бунтовщиками» в апреле 2007 года, когда произошли массовые беспорядки из-за государственного вандализма — перезахоронения (читай: осквернения) праха советских воинов и переноса Бронзового солдата — памятника павшим во Второй мировой войне .

Ну, а последние два трудных для экономики Эстонии года еще более усилили протестные настроения. И, хотя в отличие от западных стран люди не митингуют, зато все больше становится тех, кто желает, чтобы кто-то навел, наконец, Ordnung. Русские после апреля 2007 года боятся даже своей тени, а эстонцы своим молчанием выгораживают власть, дабы не вызвать злорадства у русских.

В Эстонии культивируется бытовой нацизм Свобода слова и распространения мнений — священна. Но не безгранична. Определяет «рамки» само общество и государство. И потому важно знать, что издание литературы, показ фильмов, заполнение телевизионного и радио эфира материалами, которые касаются истории нацизма и нацистской тематики, в Эстонии происходят не эпизодически, а системно.

И целенаправленно: вся пропагандистская работа, прежде всего, ориентирована на эстонское население, особенно молодежь. В русскоязычных СМИ дана однозначная оценка «Письмам Гитлеру» — «это — продуманная акция». Книгу о любви к Гитлеру стали продавать по дешевке именно «по сезону», когда «обозленный народ не может позволить себе уже ни гречи, ни картофеля, и переходит на макароны».

В 2007 году в Эстонии фирма Uus Euroopa («Новая Европа») выпустила на нескольких европейских языках репринтное, но откровенно антисемитское издание Adolf Hitler vabastaja («Адольф Гитлер — освободитель!»). Содержание книги записали и на CD-диск. А до этого свет увидела брошюра Hitler ja lapsed («Гитлер и дети»).

В 2008 году бывший премьер-министр, лидер правящей националистической партии IRL Март Лаар презентовал свой иллюстрированный труд об Эстонском легионе (20-й дивизии Waffen SS ) — Eesti Leegion snas ja pildis («Эстонский легион в словах и визуально»). В Германии с книгой вышел скандал, который замяли, а в Таллине презентация стала событием для национал-патриотов.

Иногда справедливо отмечают, что далеко не все эстонцы воевали на стороне гитлеровцев в нацистской форме. Верно. Но шикарно изданный фотоальбом Марта Лаара «запечатлел» эстонцев именно в эсэсовской форме. Случайно? При этом автор умалчивает о том, что значительная часть «освободителей», защищавших в 1944 году Эстонию от Красной Армии , участвовала в кровавых карательных экспедициях против мирного населения на территории в России, Белоруссии, Украины, Словакии.

Скоро Рождество и нормальные люди с ужасом (а кто и с радостью) ждут повторения «подарка» от известной праворадикальным и русофобским настроем столичной частной радиостанции Nmme Raadio («Радио Нымме»). Год назад были распространены поздравительные почтовые открытки, на которых Дед Мороз изображен со вскинутой в нацистском приветствии рукой.

В прошлом году имел ажиотажный спрос настенный календарь — «Эстонский легион 2010», нынче в магазинах появились CD-диски с песнями эстонских нацистов из 20-й дивизии Waffen SS. Изданы диски при поддержке Клуба друзей Эстонского легиона, то есть бывших эсэсовцев.

Среди них — «Песни эстонской Освободительной войны». Одна из них называется — tibla seltsimees, что переводится как «товарищ тибла». («Тибла» — оскорбительная для русских кличка и по одной из версий происходит от обращения к русскому во втором лице (ты) плюс известное каждому русскому матерное слово).

Эстонцам про «прямого и честного Гитлера»

А вот что написал во вступительном слове к изданной на эстонском языке книге Адольфа Гитлера «Моя борьба» (Mein Kampf) ее переводчик Пеэтер Каськ: «Знакомясь с написанным А.Гитлером, живущий в нашем демократическом государстве читатель наверняка не согласится с его точкой зрения и мировоззрением. Но сравнивая их с произведениями марксизма-ленинизма, надо признать, что А.Гитлер представил свои позиции и мысли прямо и честно, без чрезмерно сладкой сахарной ваты, что так свойственно марксистам и чем они пытаются скрыть свое крайнее человеконенавистничество… Теперь эстонский читатель сможет сам убедиться, в чем состоит национал-социализм, как идеология».

Не без задней мысли эстонский перевод сделан с российского издания — «Моя борьба», Москва, «Витязь», 2002. Корректным всегда считается прямой перевод, но в данном случае надо было показать, что ничего криминального в публикации нет, если книга напечатана в России.

Так зачем знакомят эстонца с германским национал-социализмом? Духовной близостью или приемлемым опытом? Вот отрывок из Mein Kampf — главы «Подданный и гражданин». Судя по всему читатель должен хотя бы в первом приближении почувствовать не такое уж далекое родство германского национал-социализма с ростками современной эстонской национал-демократии:

«Наше будущее народническое государство подразделяет жителей страны на три класса: граждане, подданные и иностранцы. Сам факт рождения в данном государстве будет принципиально обеспечивать только право подданства. Подданство, как таковое не дает еще права занимать общественные должности и участвовать в политической деятельности. Ни активного, ни пассивного избирательного права!

Государство проведет тот принцип, что в документах каждого подданного будет ясно говориться о том, к какой расе и национальности он принадлежит. Подданный в любой момент может отказаться от подданства в стране и стать гражданином той страны, которая соответствует его национальности. Иностранец будет отличаться от подданного только тем, что он пользуется подданством в другой стране…

Государство обязано проводить резкую разницу между теми, кто является цветом нации, фактором ее величия, и теми, кто только проживает на территории государства и «зарабатывает» там свой хлеб»…

Гражданин пользуется определенными преимуществами перед иностранцем. Он является господином в государстве…»

Кто знаком с делением жителей Эстонии также на три категории, тот сразу распознает до боли знакомую ситуацию.

Drang nach Osten — на эстонский манер

Сторонники политкорректности и противники употребления слов «фашизм» или «нацизм» в отношении современной Эстонии, считают, что нельзя ставить на одну полку нацизм в самой Германии и то, что антифашисты считают проявлениями неонацизма в Эстонии. Они же настаивают на том, что нет в Эстонии неонацистской государственной политики. А некоторые еще находят оправдание: одной из причин появления нацизма в Германии стал реваншизм, стремление отплатить за позор поражения в Первой мировой войне, и что-де не имеет никакого отношения к Эстонии.

Начнем с последнего. В прошлом веке Эстония впервые получила на два десятилетия государственную независимость, и это — после семи веков лишения возможности создать свою государственность. Как известно, в результате советской инкорпорации (не оккупации) в 1940 году Эстония лишилась долгожданной и вожделенной для каждого народа независимости.

Что было, то было. Но нынешние правители в Таллине, беспардонно спекулируют на советском прошлом ради сиюминутных выгод и политической корысти, чтобы «брать реванш» в отношениях с Москвой не только за вполне реальные унижения и оскорбления, нанесенные Советским Союзом, но подсознательно и за семисотлетнее (на собственной земле!) крепостное рабство под иноземным игом.

И так увлеклись национал-радикалы, что этот местечковый эстонский реваншизм давно перерос в тотальное мщение оставшемуся после 1991 года жить в Эстонии русскому населению. Хотя оно по определению никакого отношения к семисотлетней ли, царской ли, советской ли, несправедливости в отношении Эстонии не имело и не имеет.

Более того, местное русское население не эмигрировало в Эстонию, как турки в Германию или арабы во Францию, оно в силу исторической коллизии заснуло в одной стране (СССР) и проснулось в другой (Эсто