Радикальный исламизм в Татарстане — прогнозируемая закономерность?

События в Нурлатском районе Татарстана, где в результате спецоперации были уничтожены трое исламистов, 11 ноября пытавшихся подорвать машину начальника чистопольского подразделения Центра противодействия экстремизму МВД по РТ, показывают, что ваххабитская опасность в республике растет.

Как стало известно ИА REGNUM Новости , среди убитых — сын бывшего прокурора Чистополя 34-летний Руслан Спиридонов. Аналогичные случаи — сын-ваххабит с оружием в руках, выступающий против отца-сотрудника правоохранительных органов или силовых структур, давно уже не редкость, например, в Дагестане. Этот момент, как и факт наличия у боевиков автоматов, гранатометов и большого количества патронов, позволивших им вести бой в течение полусуток, заставляет провести пугающую параллель с происходящим на Северном Кавказе. Вплоть до последнего времени большинство исламских функционеров РТ и «рядовых» верующих отрицало всякую возможность развития ситуации в республике по дагестано-ингушскому сценарию. Инцидент в Нурлатском районе должен заставить их признать существование этой проблемы.

Исламисты, ведущие вооруженную борьбу против российского государства на Северном Кавказе, все чаще призывают к расширению «джихада» на Поволжье и конкретно Татарстан. Учитывая наличие в РТ достаточно серьезного слоя салафитизированной молодежи и постепенное усиление фундаменталистского влияния на республиканскую умму, угроза перехода поволжских «джихадистов» от слов к делу представляется достаточно серьезной.

В последние годы наблюдается сращивание части татарского национального движения (в особенности молодого его поколения) с радикально-исламистским, что может привести в будущем к полному слиянию националистов с фундаменталистами при идейном преобладании последних. Осознавая опасность подобных процессов для татарской нации и мусульман РТ, руководство и идеологи татарстанского исламского сообщества пытаются противостоять этому явлению, отстаивая «татарскую мечеть» и национальные особенности «татарского ислама», против чего резко выступают ваххабиты.

Однако для борьбы с ваххабитами недостаточно мер убеждения — необходимо и принуждение, перейти к которому республиканское исламское сообщество, похоже, «стесняется», лицемерно утверждая, что ваххабиты — «такие же мусульмане, как и мы, ханафиты». Если подобное состояние продлится и далее, негативное отношение общества к ваххабитам будет постепенно переноситься на умеренную часть уммы, не имеющую отношения к экстремистам.

Несмотря на то, что в настоящее время ситуация в республике в целом находится под контролем силовых структур (признающих, однако, серьезность проблемы), она требует пристального внимания и жестких превентивных действий. Необходимо грамотное сочетание различных мер, среди которых, как представляется, должен быть и запрет на занятие любых духовных постов для лиц, окончивших зарубежные учебные заведения, до прохождения ими тщательной проверки на соотве
19f9
тствие их вероубеждения традиционно исповедуемому в Татарстане «мягкому» ханафитскому мазхабу.

Необходимо полностью исключить саму возможность произнесения салафитской проповеди в татарстанской мечети и вне ее, а также существенно усилить контроль над содержанием учебных программ республиканских медресе и других исламских учебных заведений, в особенности находящихся вне Казани. Показательно, что среди официальных комментаторов по поводу нурлатской спецоперации только представитель МВД признал, что уничтоженные боевики являлись исламскими фундаменталистами (по всей видимости, членами запрещенной в России с 2003 года партии » Хизб ут-Тахрир «). Остальные предпочли умолчать об исламистской составляющей происшедшего.

Эта партия до сих пор достаточно активна в Татарстане. В сентябре Чистопольский городской суд приговорил двух членов «Хизб ут-Тахрир» — 48-летнего Ривгата Губайдуллина и 33-летнего Ильдара Ахметзянова — к восьми месяцам лишения свободы условно и году лишения свободы в колонии-поселении соответственно. Подсудимые обвинялись в том, что с 2003 года по март 2010-го пропагандировали преступные цели этой организации с целью увеличения ее численности.

В 2009 году в РТ к различным срокам заключения — от четырех до восьми лет — были приговорены двенадцать членов «Хизб ут-Тахрир» за приготовление к насильственному захвату власти. В марте 2010 года за участие в этой организации были осуждены две казанские студентки (получившие 1,5 и 2,5 года условно), которые c 2004 по 2007 год вели активную деятельность по распространению экстремистских идей среди женщин республики. В настоящее время в Татарстане расследуется уголовное дело в отношении группы членов запрещенной партии, проживающих в Казани, Набережных Челнах и Нижнекамске. Семеро из них арестованы.

Впрочем, принадлежность убитых к «хизбутчикам» отнюдь не стопроцентна. С одной стороны, с точки зрения правоохранителей, логично списать инцидент на и без того запрещенную партию, подтвердив тем самым правильность решения, принятого некогда Верховным судом РФ. С другой, сторонники «Хизб ут-Тахрир», целью которой является построение исламского халифата, постоянно провозглашают свою приверженность сугубо мирным методам. Как бы то ни было, проблема исламского фундаментализма в Татарстане становится одной из наиболее актуальных.