Набиуллина хочет переписать закон о госзакупках


  Набиуллина хочет переписать закон о госзакупках

Все попытки уничтожить коррупцию в госсзакупках ни к чему не привели, признает Минэкономразвития. Теперь ведомство намерено, не ограничиваясь отдельными поправками, изменить закон о госзакупках целиком. Действующий подразумевает идеальную экономику с идеальной конкуренцией — о которых в нашей стране остается только мечтать.

«Вся система государственных закупок требует серьезного изменения. Сейчас эта процедура остается очень коррумпированной, появляются все новые формы коррупции»,— заявила на конференции «Конкуренция в России» 26 ноября министр экономического развития Эльвира Набиуллина.

Частные поправки в закон предлагаются регулярно, однако глава Минэкономразвития настаивает, что системного изменения требует весь федеральный закон № 94 (ФЗ о госзакупках.— GZT.RU). «Весь закон, а не только его отдельные главы нуждаются в коренном улучшении»,— отметила министр, передает «Интерфакс».Все хотят трансформировать закон под себя

Проблемы с закупками уже давно вышли за рамки частных случаев. Так, объем ежегодного «распила» средств в секторе государственных и муниципальных закупок достигает 1 трлн рублей: именно такую сумму называл в октябре президенту руководитель контрольно-ревизионного управления президента Константин Чуйченко. И масштабы нарушений стремительно растут: за первые пять месяцев 2010 года прокурорами было выявлено более 38 тыс. нарушений— на 16% больше, чем за весь 2009 год.

По словам Набиуллиной, подконтрольное ей ведомство сейчас проводит работу по изменению федерального закона. Трансформации должны привести к тому, что госзакупки будут работать не на коррупцию, а на конкуренцию. «Слова о конкуренции в нашем обществе люди воспринимают как абстракцию. Ценность конкуренции недостаточно укоренена в российском обществе. Необходимо, чтобы путь к успеху лежал через конкуренцию за потребителя, а не за чиновничий кабинет»,— заявила министр. Она отметила, что Минэкономразвития готово взять на себя роль экономического ядра и медиацентра, оценивающего климат на территории России.

После этого Набиуллина впала в поэтику. «Конкуренция— нежное и капризное растение, поэтому у нас на столах нежная трава, которая требует особого ухода и особого климата»,— заявила, как передает «Интерфакс», министр, указывая на горшки с молодыми побегами, установленные на столах у участников конференции.

А вот по мнению генерального прокурора Юрия Чайки, именно Минэкономразвития и ФАС «сводят на нет усилия, прилагаемые для реформирования системы госзакупок»,— об этом говорилось в письме генпрокурора главе правительства Владимиру Путину в конце июня.

Обви
1c29
ненный генпрокурором ФАС настроен куда более позитивно. «С 1 января 2011 года на рынке госзаказа произойдет революция,— напомнил глава ведомства Игорь Артемьев 24 ноября на встрече с представителями Ассоциации европейского бизнеса (AEB).— На сайте госзакупок будет размещаться вся информация о закупках, начиная с маленького муниципалитета и заканчивая Министерством обороны». Подразумевается, что доступ компаний (как отечественных, так и иностранных) к информации и участию в торгах будет открытым. Поставщик на электронной бирже будет анонимным до самого конца процедуры.Машины для жизни и дорог

Широкую огласку получило и так называемое дело Daimler. Европейские следственные органы выявили канал связи между руководством концерна и чиновниками ряда стран, включая Россию, которые получали «откаты» за контракты на госзакупки производимых Daimler автомобилей.Непрозрачные открытые торги

Размещение заказов на открытых электронных площадках тоже имеет свои нюансы. Специалисты неоднократно отмечали многочисленные лазейки, позволяющие находить заказ только в том случае, если конкретно знаешь, что искать. Возможностей много, например, «случайные опечатки» в ИНН или названии организации, использование латиницы вперемешку с кириллицей и т.д. Количество нарушений, обнаруженных известным аналитиком интернета Иваном Бегтиным, создателем тематической поисковой системы по государственным закупкам «Енот Поискун», говорит, что дело вовсе не в неаккуратности при вводе информации.

«Подчас даже сложно определить, что является предметом аукциона. В результате круг участников торгов зачастую очень узок, что явно не способствует развитию конкуренции»,— подтверждает эксперт департамента оценки «2К Аудит— Деловые консультации» / Morison International Петр Клюев. Для решения проблемы, по его мнению, необходимо разработать более прозрачные механизмы проведения аукционов по госзакупкам. Например, разработать эффективную информационную систему, которая будет заранее оповещать о проведении торгов потенциальных участников.Репутация превыше всего

«Закон нуждается в коренном изменении, так как написан он был для идеальной экономики с идеальной конкуренцией, где главным мерилом является цена»,— объясняет аналитик.

Однако чем сложнее поставка или проект, тем сложнее соблюсти все требования закона. При этом в проигрыше оказались, как это ни странно, именно добросовестные поставщики и покупатели, которым приходится договариваться о поставках неформально, что в свою очередь является основой для коррупции. «Таким образом,— отмечает Сафонов,— необходимо полностью поменять систему госзакупок, определить новые критерии оценки, которые бы основывались как на цене, так и на репутации поставщика и качестве услуг и товаров».