Проект Декларации о праве народа НКР на мир и свободное развитие будет направлен на одобрение парламента

Общественный совет по внешней политике и безопасности Нагорно-Карабахской Республики разработал проект декларации о праве народа НКР на мир и свободное развитие.

ИА REGNUM Новости приводит полный текст проекта:

Декларация Нагорно-Карабахской Республики о праве народа НКР на мир и свободное развитие

Национальное собрание Нагорно-Карабахской Республики,

заявляя о своей приверженности мирному и справедливому урегулированию нагорно-карабaхского вооружённого конфликта,

опираясь на нормы международного права, включая все те, которые касаются прав человека и основных свобод,

принимая во внимание резолюцию Eвропейского парламента N 2216 от 20 мая 2010 года и заявление президентов России, США и Франции по Нагорному Карабаху от 26 июня 2010 года, сделанное в Мускоке, Канада,

отмечая, что целью национально-освободительной борьбы армян Нагорного Карабаха, изначально являлась реализация прав человека и основных свобод,

полагая, что восстановлениe или компенсация всех нарушенных во время нагорно-карабахского конфликта прав человека является главной задачей его урегулирования,

исключая возможность урегулирования конфликта на основе применения избирательных подходов к проблеме прав человека, нарушенных в результате конфликта,

имея цель довести до сведения мирового сообщества позицию Нагорно-Карабахской Республики по основным принципам урегулирования нагорно-карабахского конфликта,

принимает декларацию о праве народа НКР на мир и свободное развитие

1. Нагорно-Карабахская Республика (НКР) является суверенным демократическим государством, правопреемником Союза ССР на территории НКАО и Шаумянского района бывшей Азербайджанской ССР. Источником государственного суверенитета НКР является воля граждан бывшего Союза ССР, коренного населения этой территории, выраженная на референдуме 10 декабря 1991 года. Декларация государственной независимости НКР, принятая 6 января 1992 года Верховным Советом НКР, соответствует международному праву и законодательству Союза ССР. Государственные границы НКР могут изменяться, в соответствии с международным правом, мирным путём и по договорённости.

Согласно конституции НКР, до восстановления целостности её государственной территории и уточнения границ, публичная власть осуществляется на территории, фактически находящейся под юрисдикцией НКР.

2. Государственный суверенитет Азербайджанской Республики был провозглашён вопреки принципу верховенства права. Власти Азербайджанской Республики произвольно лишили граждан бывшего Союза ССР своего гражданства, нарушили их гражданские, экономические, социальные и культурные права, в том числе сохранённое законодательством Союза ССР право населения НКАО самостоятельно решить вопрос своего государственно-правового статуса. Власти Азербайджанской Республики о
2b6d
тказали народу Нагорного Карабаха в реализации его права на самоопределение, отменили автономию НКАО, блокировали Нагорный Карабах и применили силу против его населения, борющегося за свою свободу и независимость.

3. Азербайджанская Республика несет ответственность за установление блокады Нагорного Карабаха, вооруженные нападения на мирное население, артобстрелы и бомбардировки с воздуха населённых пунктов, захват силой части территории НКР и изгнание проживавшего там населения, а также за другие совершённые военные преступления, в результате которых более двух тысяч мирных жителей было убито, более 60 тысяч человек лишились своих домов. На начальной стадии вооруженного конфликта, в условиях бездействия международных организаций, ответственных за сохранение мира между народами, самооборона НКР была единственным способом защиты жизни и свободы мирного населения своей страны.

Для преодоления блокады, пресечения агрессии и обеспечения безопасности мирного населения вооруженные силы НКР были вынуждены взять под свой контроль территории, прилегающие к Нагорному Карабаху. Азербайджанская Республика, игнорируя нормы международного права и требования Совета безопасности ООН , шла по пути эскалации вооруженного конфликта. Совместные действия вооруженных сил НКР и Республики Армения принудили Азербайджанскую Республику прекратить агрессию и заключить существующее перемирие.

4. Международное признание суверенного равенства Азербайджанской Республики было осуществлено в ущерб принципам Хельсинкского Заключительного Акта, Парижской хартии для новой Европы и других документов ОБСЕ . Полноправное участие Азербайджанской Республики в ОБСЕ противоречит принципам уважения прав человека, равноправия народов и нарушает правo народа НКР свободно распоряжаться своей судьбой. Это создало для Азербайджанской Республики возможность игнорировать свою ответственность за исправление нарушений прав человека, которые были допущены в отношении армянского населения бывшей Азербайджанской ССР, отрицать право на самоопределение и развитие народа НКР, считать законным применение против НКР военной силы и оккупацию её территории. Такое положение представляeт собой серьезное препятствие на пути прилагаемых усилий по урегулированию конфликта под эгидой ОБСЕ. Благодаря этому положению установленное в 1994 году перемирие было использовано Азербайджанской Республикой для наращивания своей военной мощи, которое привело сегодня к усилению угрозы возобновления войны.

5. Урегулирование конфликта под эгидой ОБСЕ должно опираться на признание всех нарушений прав человека, допущенных в результате конфликта и предшествующей ему межнациональной напряженности начиная с 1988 года. Уважение принципа равноправия и самоопределения народов является обязательством международного сообщества, отказ в реализации права на самоопределение — нарушением прав человека. Признание и исправление этого действующего до сих пор нарушения, допущенного в отношении народа НКР, является международным обязательством не только Азербайджанской Республики, но и всех остальных государств-участников ОБСЕ.

6. Прочное урегулирование конфликта должно обеспечить азербайджанскому и армянскому народам возможность мирного, независимого и свободного развития. Достижение этой цели невозможно без соблюдения принципов международного права, таких как: неприменение силы или угрозы силой, мирного урегулирования споров, уважение прав человека, равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой, суверенного равенства государств, обязанности государств сотрудничать друг с другом в соответствии с Уставом ООН. В силу этого, необходимыми условиями для мирного урегулирования конфликта являются:

— равноправие всех сторон в урегулировании конфликта,

— полное устранение угрозы возобновления войны,

— устранение мер экономического принуждения, действующих в отношении Республики Армения и Нагорно-Карабахской Республики со стороны Турции и Азербайджанской Республики,

— мирное разрешение споров между Нагорно-Карабахской и Азербайджанской Республиками, между Республикой Арменией и Азербайджанской Республикой по вопросам беженцев, признания границ и другим вопросам, связанным с правопреемством государств.

7. Основой для справедливого решения спорных вопросов является определение ответственности каждой стороны в конфликте:

— за восстановление или компенсацию нарушенных в Азербайджанской и Армянской ССР индивидуальных и коллективных гражданских, экономических, социальных и культурных прав граждан бывшего Союза ССР армянской и азербайджанской национальности,

— за возмещение ущерба, причинённого этим гражданам, нарушением их законных прав,

— за возмещение ущерба, причиненного незаконным применением силы и военными преступлениями против мирного населения.

8. Союз ССР являлся государством-участником Международного Пакта о гражданских и политических правах, Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах. Закреплённые в этих Международных Пактах права человека и основные свободы, включая право на самоопределение, не могли исчезнуть во время распада федеративного государства. Российская Федерация, признанная международным сообществом продолжателем международных прав и обязательств Союза ССР, несёт ответственность и, соответственно, играет важную политическую роль в вопросе признания и исправления действующих до сих пор нарушений прав человека, допущенных в отношении граждан бывшего Союза ССР.

9. Признание суверенного равенства, территориальной целостности и нерушимости границ тех государств, которые действовали во время распада Союза ССР вопреки соблюдению принципа равноправия и самоопределения народов и, вследствие этого, до сих пор не имеют правительства, представляющего весь народ, принадлежащий к данной территории, являются нарушениями принципов Хельсинкского Заключительного Акта. ОБСЕ несет ответственность за исправление нарушений международного права, которые до сих пор препятствуют реализации народами их права на самоопределение, а также, способствуют усилению угрозы возобновления войны.

10. Народ Нагорно-Карабахской Республики имеет право на мир и свободное развитие. Он защитил это право в вооружённой борьбе, преодолевая все трудности и лишения, которые возникли на его пути. Справедливое требование народа НКР к государствам-участникам ОБСЕ уважать его права человека, признать и исправить, допущенные по отношению к нему нарушения прав человека, опирается на нормы международного права. Международное признание легитимности государственного суверенитета НКР является фундаментом справедливого урегулирования нагорно-карабахского конфликта, основой для прочного мира и свободного развития армянского и азербайджанского народов.