Польша готовится к председательству в Европейском союзе , которое примет от Венгрии во второй половине 2011 года. Приоритетом венгерского председательства будет деятельность, направленное на придание дополнительной ценности идее прав человека и гражданина, как можно предположить, в том числе — и национально-культурных прав венгерских меньшинств в соседних странах. Венгрия также желает создать условия для разработки закона, который преследовал бы преступления, осуществленные тоталитарными режимами. Венгрия надеется, что в период ее председательства в Европейский союз вступит Хорватия и с успехом начнутся переговоры о членстве Сербии. Польша, в свою очередь, считает приоритетными вопросы упрощения процедуры в гражданских и торговых вопросах. Польша в период своего председательства желает позитивного решения вопроса в безвизовом обмене с Украиной и Молдавией. В то же время Польша делает ставку на улучшение отношений с Россией.
Обе страны придают большое значение программе «Восточное партнерство» и выступают за увеличение средств, которые ЕС намерен был выделить на конкретные проекты в рамках этой программы. Однако оказавшийся в кризисе Союз вряд ли будет беспроблемно направлять средства странам, которые далеки от европейских стандартов. Для предоставления дополнительных средств необходимо общее решение ЕС, который, в последнее время демонстрирует неспособность придти к консенсусу.
Но Европейский союз не смог принять бюджет на 2011 год. Правительство стран-членов, в основном из «старой Европы», предложили Европарламенту лишь проголосовать за бюджет, а не обсуждать источники его финансирования и другие фундаментальные вопросы. Великобритания и Нидерланды — более других заинтересованы в том, чтобы Европейский парламент (ЕП) не был включен в эту игру. Эти страны уже сегодня думают над предстоящем в следующем году обсуждении семилетнего бюджета (2014-2020 годов). Эти страны хотят, чтобы будущий семилетний бюджет был как можно мал. Поэтому уже сегодня применяют превентивные меры по недопущению ЕП к обсуждению бюджета. Источники в правительстве Польши утверждают, что страна подготовила план по проведению бюджетных дебатов: не концентрироваться на квотах, а посвятить вопросы философии «деления европейского торта», пишет Gazeta Wyborcza.
Польша в любых вопросах хочет оказаться востребованной, предлагает те или иные решения, выступая с теми или иными инициативами. Одним словом, серьезно готовится к председательству в ЕС, пытаясь к этому времени повысить свою значимость в Союзе. Уже достаточно длительное время действует сайт http://prezydencjaue.gov.pl/, который создан для подготовки к польскому председательству. Информация, размещенная на этой странице гласит, что вопросами предстоящего председательства Польша начала заниматься еще с 2007 года, а в 2008 году было заявлено о создании программы «Восточное партнерство», в которую были включены бывшие страны
2e76
СССР: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Молдавия, Украина. Хоть программа эта и не обещает членства в ЕС, страны-участницы с заинтересованностью начали переговоры об ассоциации с ЕС, которая в итоге обещает им отмену визового режима с ЕС и свободный выход на европейский рынок, — главное и едва ли не единственное, что нужно населению этих стран от ЕС. Польша не упускает ни малейшей возможности пропагандировать идею «Восточного партнерства», организовывая различного рода круглые столы, конференции, и включаясь в мероприятиях, организованных другими странами. Так, в начале ноября 2010 года в Люблине состоялась конференция под названием «Восточное партнерство — стратегия на 2011 год и последующие года», которую организовал Польский институт международных дел и представительство Европейской комиссии в Польше. Около сотни участников два дня дискутировали о шансах, вызовах и развитии «Восточного партнерства».
Директор Института Марчин Заборовски заявил, что в период польского председательства в ЕС эта программа станет приоритетной. «Это достаточно молодая, незрелая и не полностью сформировавшаяся пока политика. Для наших зарубежных партнеров не совсем очевидно, каким целям служит это партнерство», — отметил Заборовски. Присутствовал на конференции и замминистра иностранных дел Польши, госсекретарь по вопросам европейской политики Миколай Довгелевич, который признал, что существует мнение, что Евросоюз устал от расширения. Но в то же время он считает, что Союз выиграет, если будет открыт для «восточных партнеров». Довгелевич признал, что страны Закавказья, кроме Грузии, в реальности не заинтересованы в этой инициативе. В то же время он считает, что сотрудничество в рамках ЕС поможет Армении и Азербайджану наладить контакты и, быть может, в будущем решить спор вокруг Нагорного Карабаха. По мнению одного из польских экспертов, нерешенность конфликта может также препятствовать переговорам с Евросоюзом, которые начались в июле вокруг Соглашения об ассоциации.
В целом большая часть времени на конференции уделялась вопросам евроатлантического будущего Молдавии и Украины, а в кулуарах главной темой были предстоящие президентские выборы в Белоруссии. Многие эксперты считают, что достичь безвизового обмена ЕС с Украиной можно будет уже к 2012 году, когда одновременно в Польше и на Украине состоятся матчи ЧЕ-2012 по футболу.
Само «Восточное партнерство» (ВП) представители этих стран так же рассматривают, в первую очередь, в качестве возможности получить безвизовый въезд в страны ЕС, куда попасть сегодня можно, только простояв в очередях в консульства и посольства и заплатив немалые для жителей этих стран деньги. На втором месте среди ожиданий от ВП — надежда получить финансовые средства для модернизации той или иной отрасли, социальной и культурной инфраструктуры. Так что Польше в период её председательства в ЕС придётся сделать всё. чтобы не разочаровать своих «восточных партнеров». Ведь каждый намек на разочарование — это минус не абстрактному председательству в Европейском Союзе, а Польше — как главному современному мотору Восточной политики ЕС.
Еще одна конференция, посвященная председательству Польши в ЕС, состоялась 26 ноября в Санкт-Петербурге — «Председательство Польши в ЕС и перспективы Восточной политики ЕС». В ходе обсуждений на конференции прозвучало несколько интересных тезисов. Во-первых, по заверениям представителей польской стороны, к председательству в Европейском союзе Польша готовится, в том числе, и через интенсификацию отношений с Россией. Во-вторых, по их мнению, Варшава должна сделать все, чтобы ЕС не потерял свою привлекательность для стран ВП. Но в ходе конференции преобладали заявления из области «умеренного пессимизма».
Как сообщало ИА REGNUM Новости , заместитель председателя комитета по международным делам парламента Швеции Урбан Алин отметил, что ЕС уже теряет свою привлекательность для стран, вовлеченных в программу ВП. Он пояснил, что до вступления Польши в ЕС и присоединения её к Шенгенскому соглашению, белорусские студенты с удовольствием ехали на учебу в Польшу, заплатив за пересечение границы гроши. После введения визового режима с Польшей как со страной ЕС — получение разрешения на въезд и затратно, и хлопотно. Эти факторы, по его словам, зачастую игнорируются в ЕС и внимание акцентируется лишь на том, что «Лукашенко закрыл дорогу». По словам Алина, ЕС не оправдал и ожиданий Украины.
Заместитель гендиректора украинского Центра экономических и политических исследований им Разумкова Валерий Чалый считает, что ВП — слишком слабый проект, чтобы конкурировать с влиянием России на постсоветском пространстве. Депутат сейма Литвы Эгидиюс Варейкис отметил, что Молдавии в рамках программы ВП предоставляется ничтожная сумма в размере 8 евро на человека: «купить за такие деньги любовь к себе нельзя». Кроме того, директор Европейского учебного института при МГИМО Марк Энтин считает, что не стоит связывать больших ожиданий с польским председательством, если речь идет и о будущем отношений России и ЕС. Он напомнил, что большие ожидания были в период председательства Германии, Франции и Испании. Однако, отметил он, несмотря на двусторонние отношения России с этими странами, которые по очереди возглавляли ЕС, решения в Союзе принимаются и будут приниматься коллективно.
Фактически, председательство Польши в Совете ЕС будет ограниченным, поскольку она встанет у руля этой структуры уже в условиях действия Лиссабонского соглашения, согласно которому внешнюю политику определяет глава МИД Союза Кэтрин Эштон, а остальные вопросы — созданные в рамках Соглашения соответствующие структуры. Этот факт придает большей «агрессивности» польской стороне, которой, однако, придется приложить в десятки раз больше усилий, чтобы протолкнуть свои идеи.
Быть на высоте во что бы то ни стало правящей Варшаве придется и для того, чтобы уберечь себя от атак оппозиции в адрес правительства Польши из-за предполагаемых неудач или невозможность проявлять завещанную погибшим президентом Лехом Качиньским своеобразную «суверенную активность» в европейских делах.
Выборы в парламент Польши по конституции должны состояться осенью 2011 года, то есть именно в период председательства страны в Евросоюзе, что поставит Восточную политику Польши и ЕС в центр критики оппозиции. Еще в 2009 году Лех Качиньски назвал оправданным мнение о том, что невозможно справиться одновременно и с парламентскими выборами, и с председательством в ЕС. Качиньски отметил, что из этой ситуации есть выход — досрочные парламентские выборы, однако, согласно требованиям Конституции Польши, для этого должны быть соответствующие предпосылки — непринятие бюджета в срок и неутверждение состава правительства в третий раз. «Пока ничто не указывает на то, что ситуация может развиваться по данному сценарию. А самороспуск Сейма требует соглашения двух самых крупных партий», — отметил тогда он. По его словам, досрочные выборы — это интересная идея. «Представьте, что премьер проводит предвыборную кампанию и одновременно имеет такие обязанности, о которых я уже сказал. Разве это совместимые вещи? Нет», — подчеркнул он.
Позже правящая в Польше партия «Гражданская платформа» (лидер — премьер-министр Дональд Туск ) также высказалась за такое решение вопроса — перенести осенние выборы на весну 2011 года — то есть до председательства Польши в ЕС. Значит, уже и она призналась, что это председательство само по себе станет для Польши серьёзным политическим испытанием.