Подмосковный Сергиев Посад – единственный в России город, которым управляет мэр, называющий себя «иноком в миру». «Собеседник» отправился узнать, как живет город, в котором церковная власть победила светскую.
Назад в будущее
Год назад в Сергиевом Посаде сменился мэр. С приходом Николая Маслова сменилась и жизнь в городе.
– Я раньше никогда не интересовался ни политикой, ни религией. Но не заметить городские «новшества» было невозможно, – рассказал мне Андрей Трофимов, лидер объединения «Гражданская солидарность», которое выросло из обычного интернет-блога рассерженных горожан.
Мы встретились с Трофимовым прямо на вокзале, куда приходит московская электричка. Оказалось, за фактами далеко ходить не надо – привокзальные ларьки новый городской глава постановил перестроить в виде русских матрешек. Причем за счет самих ларёчников. По мысли нового мэра, предприниматели должны проявить сознательность и вспомнить, что они – жители не простого, а святого города, который градоначальник пообещал сделать ни много ни мало православной столицей России. Дальше мэрство Николая Маслова стало все больше напоминать крестный ход, который разделил город на две половины: одни не нарадуются на «истинно православного патриота», другие выходят на улицы против «православия головного мозга».
– Сначала мэр запретил ставить новогоднюю елку на главной площади. Мол, основной праздник – Рождество, а не Новый год. После того как народ возмутился, елку все-таки поставили – блеклую и неподсвеченную, но впервые за всю историю городская администрация не предложила никакой развлекательной программы. Дальше была Масленица, по поводу которой наш православный мэр тоже высказался категорично: «Никаких сожжений чучел не будет». Тогда я и несколько моих знакомых сделали чучело Масленицы своими руками, вышли на площадь и сожгли его. Не потому, что мы такие фанаты языческого праздника, а из принципа, – рассказал Андрей Трофимов.
Скоро стало известно, что мэр Сергиева Посада начинает планерки в администрации с православных молитв и даже ввел дресс-код для сотрудниц мэрии – никаких брюк, потому что они запрещены в Библии. Постепенно из города были вытеснены рок-фестивали и другие молодежные мероприятия («бесовщина»). Когда дошло до закрытия единственного в городе профессионального театра, общественность взвыла.
– Аргумент был такой: «лицедейство» противоречит христианской религии. Хотя некоторые наши постановки отмечены даже на религиозных фестивалях, – рассказал «Собеседнику» актер «Театрального ковчега» Александр Суюшев.
Общими усилиями театр
2731
удалось отстоять. Чего не скажешь о продуктовом рынке. В противовес «чужеземным торговцам» в центре города открыли сельскохозяйственную ярмарку под патронатом местных казаков-патриотов, известных в городе флагами «Православие или смерть». Цены у «православных» оказались выше, чем у «инородцев», из-за чего на администрацию посыпались жалобы. Тогда казацким отрядам решили поручить более понятное им дело, чем торговля, – охрану святого града на правах народных дружинников. Чем закончится этот проект, пока известно только одному Богу.
Сначала было слово
– В Сергиевом Посаде, или Загорске, как он раньше назывался, всегда была сильна техническая интеллигенция. Здесь работало много предприятий, в том числе и оборонных. Поэтому многие воспринимают в штыки стремление превратить город исключительно в родину преподобного Сергия Радонежского и в придаток крупнейшего православного объекта страны – Троице-Сергиевой лавры, – объяснил позицию части горожан Вадим Михайлов, который представляет Всероссийскую организацию атеистов в Сергиевом Посаде.
Троице-Сергиевой лавре отошла территория городского парка аттракционов, а также подход к любимому горожанами Белому пруду. В городе появились православные видеопрокат и интернет-кафе, магазины, трапезные (кафе по-мирскому)… Самые дорогие авто в городе – с буквами СС на номерных знаках (горожане читают их как «ЦЦ»). В таких «Ленд Крузерах», «Ауди Q7», «Мерседесах» ездят представители Ц, то есть церкви.
У сергиевопосадцев вошло в привычку записывать цитаты мэра, который в процессе освоения на посту выдает перлы.
На встрече с депутатами, которым по закону запрещено заниматься предпринимательской деятельностью, мэр изрек:
– Я поддержу ваш бизнес. Но коррупции не допущу.
Детский праздник на площади. Мэр раздает мороженое самым умным детям:
– Какое событие у нас скоро будет?
– День святого Валентина!
– Неправильно. Следующий!
– Скоро будет Великий пост.
– Молодец, мальчик, вот тебе мороженое…
Коммунальный ад
Самые просвещенные граждане Сергиева Посада понимают, что борьба в городских верхах идет не столько идеологическая, сколько сугубо практическая. Если не сказать меркантильная. Да и сам мэр считается ставленником именно бизнес-крыла Русской православной церкви – не зря же он несколько лет руководил банком РПЦ «Пересвет».
Город готовится к празднованию 700-летия со дня рождения Сергия Радонежского, под юбилей сейчас утверждается целая федеральная программа. Огромные деньги – около 18 млрд рублей – должны прийти в небольшой город. А мэр, депутатский корпус и коммунальщики уже переругались вдрызг. Депутаты собираются объявить импичмент мэру, мэр игнорирует заседания народных избранников, а в коммунальной сфере брезжит настоящий коллапс. Новый мэр привел новые управляющие компании, а старые УК не сдаются без боя – затевают суды с администрацией. Народ перестал что-либо понимать и платить по платежкам, которые приходят по 2–3 штуки в одну квартиру. Горячая вода и отопление в отдаленных районах города в этом году воспринимались жителями как манна небесная – на некоторых улицах не было горячей воды по 4 месяца.
Между тем многие горожане уже не соглашаются сносить бытовые трудности с истинно христианским смирением и выходят на улицы выражать свое недовольство. Просто хотят жить не под слугами божьими, а по-божески.
дословно
ИНОКОмыслие
«Собеседник» задал несколько вопросов мэру Сергиева Посада Николаю Маслову.
– «Инок в миру», «магистр богословия» – что из этой информации о вас правда?
– Магистр – это моя ученая степень, у меня защищены две научные работы по богословию. Сейчас пишу очередную – по педагогике православных старцев. А инок – это образ жизни, хотя я не монах, как некоторые думают.
– Инок на «Майбахе», с квартирой в центре Москвы и домом в Подмосковье?
– «Майбах» есть, но я на нем не езжу. Мне его партнер по предыдущей бизнес-деятельности отдал за долги. Но я на нем только раз вокруг Кремля проехался, чтобы машина не застаивалась. В доме занимаю только маленькую комнатку в 10 метров, мне много не надо. А квартиру думаю сдавать и на доходы издавать православный просветительский журнал.
– В городе говорят, вы себя считаете представителем преподобного Сергия Радонежского.
– Ну, это громко сказано. Хотя связь я чувствую: мой духовный отец и родной дядя, известный священник и богослов Иоанн Маслов, жил в лавре. Я и сам 1–2 раза в неделю бываю в храме. Мистика не мистика, но, бывает, поставлю свечку, стою на коленях, молюсь, прошу помощи у преподобного в решении городских проблем. Так вот, выхожу из храма, включаю телефон, а там смс от зама: «Николай Васильевич, проблема решена» – или суд у коммунальщиков выиграли, или еще что. Чудеса? А вы говорите…
– Может, вам в священники?
– Думаю об этом. Но не сейчас. В перспективе.