Эксперт Центра изучения современного Афганистана (Россия) Мохаммед Дауд в интервью узбекским СМИ заявил, что Афганистан превращается для стран Центральной Азии в перспективный рынок сбыта, передает корреспондент ИА REGNUM Новости .
По его мнению, дополнительным стимулом для развития транспортных коридоров в регионе может стать растущий рынок Афганистана. «За последние годы наблюдается рост товарооборота между странами Центральной Азии и Афганистаном. Афганский рынок для них, как для поставщиков энергоресурсов, продуктов питания, зерна, промышленных товаров и товаров народного потребления, превращается в перспективный рынок сбыта», — отметил Дауд. Он обратил внимание на то, что одним из препятствий увеличения объемов поставок в Афганистан становится низкая пропускная способность «северного коридора». «Афганские бизнесмены уверены, что развитие железнодорожных сетей и строительство грузовых терминалов внутри Афганистана увеличат пропускную способность Хайратонского транспортного узла», — заявил российский эксперт.
По его словам, развитие транзитных коридоров Центральной Азии и Трансафганского транспортного коридора может радикально изменить традиционную транзитную карту азиатского континента. «Оно позволит повысить конкурентоспособность азиатских стран на мировом рынке, улучшить бизнес-климат в регионе, сократить сроки доставки грузов, уменьшить транспортные расходы и создать благоприятную ситуацию для крупных внешних инвестиций. Так как ключевыми транзитными странами являются государства Центральной Азии, то именно Центральноазиатский транспортный сектор может стать наиболее выгодным рынком для операций западных инвесторов», — резюмировал аналитик Центра изучения современного Афганистана.
По оценкам экспертов, по сути, совершенно новую геоэкономическую ситуацию в регионе создает завершение строительства узбекскими специалистами первой в истории Афганистана железной дороги Хайратон-Мазари-Шариф. Напомним, представители ГАЖК «Узбекские железные дороги» в ноябре 2010 года завершили строительство магистрали Хайратон-Мазари-Шариф с протяженностью 75 км. Азиатский банк развития на реализацию этого проекта выделил $129 млн.
По данным Госкомстата Узбекистана, за 9 месяцев 2010 года узбекско-афганский товарооборот составил $591,3 млн. (экспорт — $591,2 млн., импорт — $0,2 млн.). Между тем, на этой неделе Комитетом верхней палаты узбекского парламента по внешнеполитическим вопросам совместно с Министерством внешних экономических связей, инвестиций и торговли республики и Торгово-промышленной палатой Узбекистана был организован «круглый стол» по проблемам развития транспортных коридоров Центральноазиатского региона и международного взаимодействия в этой сфере. По итогам заседания была отмечена необходимость разработки Национальной программы действий по дальнейшему совершенствованию нормативно-правового регулирования и модернизации инфраструктуры
11ac
транспортной системы, имея в виду повышение конкурентоспособности и привлекательности транспортных коридоров, пролегающих через территорию Узбекистана, на мировом рынке транспортных услуг.