Деятели культуры: Латвийский национальный симфонический оркестр опозорил себя и Латвию

Латвийские должностные лица должны сделать все возможное, чтобы на концертах в честь государственных праздников никому не приходилось краснеть за свою страну. С таким требованием к президенту, премьеру и министру культуры Латвии обратились девять видных представителей латышской интеллигенции, которых возмутила посвященная 18 ноября — Дню провозглашения независимого Латвийского государства — концертная программа Национального симфонического оркестра, где «не прозвучало ни одной ноты латышской музыки». Соответствующее открытое письмо было сегодня, 26 ноября, опубликовано газетой Latvijas Avze.

Под письмом подписались композиторы Петерис Васкс, Угис Праулиньш и Гундега Шмите (глава Латвийского союза композиторов), а также музыкальный историк Арнольд Клотиньш, поэтесса Мара Залите, академик Янис Страдиньш, музыканты Артис Симанис и Таливалдис Декснис и дирижер Эдгар Рачевскис. Авторы послания пишут, что в преддверии 92-й годовщины провозглашения Латвийского государства, 16 ноября, Национальный симфонический оркестр пригласил всех на праздничный концерт, но, «к сожалению, концертная программа прошла в резком противоречии с подобающей этому государственному празднику мыслью»: «Она началась с трех испанских танцев, которые, как мы прочли в аннотации к программе, связываются с боями быков, а также очень почитаемы на американских бейсбольных матчах. Когда под знаком испанской музыки прошло все первое отделение концерта, надо было думать, что произошло бы с испанской публикой, если бы концерт в государственный праздник Испании открылся, скажем, «Латышскими танцами» Андрейса Юрьянса. До конца концерта 16 ноября не прозвучало ни одной ноты латышской музыки».

Авторы отмечают, что в концерте участвовало семеро солистов из разных стран, среди них только двое из Латвии, которые в ансамбле солистов спели все несколько реплик во фрагменте оперы Верди «Аида». «Неужели латышских мастеров звука, которые собирают самые прекрасные лавры в других землях, на праздничный концерт своего государтства не приглашают? Или все отказываются от участия?», — недоумевают деятели культуры. По их словам, «даже осенью 1940 года, в первый год советской оккупации, когда о празднике 18-го ноября нельзя была даже упоминать, Милда Брехмане-Штенгеле и Херта Лусе с Луцией Гарутой за роялем, борясь с цензурой, устроили 17 ноября концертный день латышских сольных песен». «Также они действовали и военное время в Риге, когда похожим образом латвийскую государственность уничтожали оккупанты нацистской Германии. […] Теперь мы живем в свободной, независимой стране, но создается впечатление, что многие до сих пор не сформировали мнения о своей государственности», — указывают авторы послания.

Они настаивают на том, что Национальный симфонический оркестр — не частная лавочка, а один из репр
154b
езентативных институтов Латвии, а значит должен быть «символом и мерой государственного самоуважения и культурного уровня». А если этот оркестр «не осознает простых вопросов чести и достоинства, то ему надо давать конкретный, т.н. национальный заказ, как это делается, к примеру, с финансируемыми государством СМИ». При этом авторы письма расстроены тем, что «некоторые журналисты» даже осмелились называть особым шагом к свободе и прогрессу тот «прискорбный факт, что 18 ноября прошлого года оркестр отметил вечером вальсов».

«Неадекватные программы государственного праздника мы видим из года в год», — утверждают авторы открытого письма. По их мнению, «легко понять, что в праздник создания Латвии на почетное место надо ставить латышскую музыку и латышских композиторов». А если кто-то хочет слушать и видеть представления других стран, то можно приглашать на государственный праздник зарубежных гостей, причем непременно из «таких стран, с которым у нас общая судьба или схожий менталитет». «Так мы укрепим единство Прибалтики и сообщество северных стран», — заявляют деятели латышской культуры.