Произошедшие 25 ноября 2010 года события в Нурлатском районе Татарстана, в ходе которых силами МВД и УФСБ по РТ была ликвидирована банда боевиков, принадлежащих к исламистскому подполью, вызвали бурную реакцию в обществе. Татарские национал-радикалы не считают вооруженных бандитов преступниками.
Следует отметить, что в силу двуязычия региона информационное поле в республике разделено между русскоязычными и татароязычными СМИ. Русскоязычные издания доступны для чтения практически каждому и стараются избегать публикаций радикальных мнений и заявлений. В этой ситуации татароязычные СМИ (вероятно, из-за своей относительной недоступности) становятся трибуной татарских националистов. Эксперты уже отмечали, что ситуация в Татарстане всё больше начинает напоминать ингушско-дагестанский вариант развития событий, когда сторонники нетрадиционных форм ислама переходят от слов к действию и начинают вооруженную борьбу с представителями государства в лице сотрудников правоохранительных органов. Однако радикальная часть татарских националистов оценивает эти события совершенно иначе.
Татароязычное радио «Азатлык» («Свобода») 26 ноября 2010 года в репортаже «Нурлатская схватка: начался ли в Татарстане джихад?» обратилось за комментариями к небезызвестной Фаузие Байрамовой (лидеру партии «Иттифак», председателю Милли Меджлиса — общественной организации, объединяющей местных и зарубежных татарских сепаратистов — прим. ИА REGNUM Новости ). По ее мнению, «органы Татарстана (правоохранительные органы — ИА REGNUM Новости ) совершили вооруженное нападение на народ», а никакой вины в случившемся самих боевиков нет, поскольку это, якобы, планомерная политика российского государства. Более того, Байрамова заявила, что если убийцы не будут наказаны, то подобная практика повторится. «Если и дальше российское государство будет проводить такую политику, то народу ничего не остается как браться за оружие», — уверена Фаузия Байрамова.
Весьма характерны в этой связи и комментарии, которые оставили на сайте слушатели радио «Азатлык» под сообщениями о ликвидации банды, что позволяет судить о настроениях аудитории. Большинство из авторов комментариев, записанных под разными никами, сводятся к тому, что «это русские специально убивают татар и натравливают их друг на друга», при этом не бралось в расчет, что среди ликвидированных боевиков был и не татарин Руслан Спиридонов (сын бывшего прокурора Чистополя Клементия Спиридонова).
Среди татарских национал-радикалов чувствуется также сочувствие к салафитскому подполью, которое преследует свои цели и, как видно на примере последних событий в Нурлатском районе, готово их отстаивать с оружием в руках. В контексте сочувственных заявлений татарские националисты вспоминают также «обиды и притеснения», нанесенные им федеральной властью: запрет перевода татарского языка на латинский алфавит и 309-й Федеральный закон об образовании. В этом смысле наивность тат
1504
арских «борцов с империей», абсолютно не понимающих, что салафиты не борются за татарские школы и уж тем более не ставят своей целью переход татарского языка на латинский алфавит, просто поражает. Впрочем, некоторые сравнили ликвидированных боевиков с участниками крестьянского восстания муллы Батырши, произошедшего в 18 веке и носившего религиозные мотивы.
Сами же исламисты на своих интернет-ресурсах ни о каком независимом татарском государстве (о чем так горячо мечтают сепаратисты Татарстана) не пишут ни одного слова. Более того, салафиты выступают решительными борцами с традиционной татарской культурой, в особенности с такими ее элементами как праздник Сабантуй, наличие женского духовенства в лице абыстай (женщин, умеющих читать Коран), посещения Болгара, отправления поминок на 3-й, 7-й и 40-й день. Это, по мнению салафитов, не соответствует «чистому исламу». В представлении исламистов Татарстан должен стать, как и вся Россия в будущем, частью одного мирового халифата, а ислам в Татарстане должен быть копией ислама в Саудовской Аравии.